Просмотров: 3151 шт.
Говоря об интернет–зависимости, медики явно имеют в виду не постоянное чтение онлайн–энциклопедий и деловую переписку через электронную почту. Затягивают в сетевую бездну в первую очередь онлайн–игры, членство в которых порой требует немалых финансовых трат. В Республиканском научно–практическом центре психического здоровья лечат нескольких таких пациентов с нарушением сна, повышенной тревожностью и большими денежными долгами.
*****
Счет и расчет
...В минских интернет–клубах создаются специальные геймерские (читай — игровые) зоны. А тысячи молодых людей, управляя своими персонажами, часами бродят по сказочным лабиринтам и участвуют в бесконечных виртуальных баталиях.
— Зависаю в «линейке» (игра Lineage II одна из самых популярных. — Авт.), — не отрывая взгляд от монитора, рассказывает геймер Александр Грень. — Это сейчас самый «хит». Но приходится тратиться: в месяц за доступ на игровой сайт плачу 40 долларов. А если приобретаю оружие — уходит еще и вся стипендия. У меня она где–то около 140 тысяч рублей. Однако денег не жалею. Игра–то интересная! Да и не хочется «бросать» героя. Успел уже к нему привязаться.
Несложно подсчитать, что в год уходит около 480 долларов только за доступ на сайт. А еще прибавьте расходы на виртуальные аксессуары, которые создают искусственно, чтобы вытянуть побольше денег из увлеченных пользователей. Счет перевалит за 1.000 долларов. И это не шутка! Короли игровой индустрии установили прейскурант даже на такие мелочи, как переименование персонажа и т.п. В среднем за каждую из подобных услуг фанатичному геймеру придется раскошелиться на 20 у.е.!
Впрочем, как показывают онлайн–аукционы, вовсе не обязательно тратиться на развитие персонажа. Все необходимое для игры можно приобрести в интернете. Вот какие предложения я нашел на известном белорусском интернет–портале: «Аккаунт игры (сетевая страница, на которой зарегистрированы пароль и имя игрока, а также числятся компьютерные герои) World of Warcraft — 475 у.е.; герой в Lineage II – 20 у.е.; аккаунт Lineage II — 200 тыс. руб.». Признаться, страсти вокруг уникального рынка кипели нешуточные. Обладателями виртуальных товаров намеревались стать десятки людей! Рядом с выставленными лотами то и дело выскакивало сообщение: «Продано!» А ведь это всего лишь один сайт.
Игрок игрока...
Как попадают на игровой крючок? Работают законы сетевого маркетинга. Действует целая система по привлечению новых игроков, а значит, еще больше финансовых вливаний. Интригующий посыл от администрации онлайн–игры звучит примерно так: мол, собери компанию и получи бонусы для себя и своих друзей. Набирают рекрутов и с помощью компьютерных журналов: призыв часто бывает хитро замаскирован в рецензии на онлайн–игры. Заказчики таких материалов, разумеется, владельцы игрового бизнеса. А еще многие становятся заложниками хитроумной комбинации. Наживкой в ней служит спам, приглашающий «заценить бесплатный игровой портал». Рано или поздно геймер сталкивается с определенными трудностями, которые проще решить с помощью финансовых вливаний. То есть, с одной стороны, выбор есть, но с другой — это иллюзия, потому что проще вложить 10 у.е., чем полгода «зарабатывать» в игре на недостающий аксессуар.
Кстати, чтобы «отовариться» в виртуальном магазине, ничего сложного делать не придется — достаточно воспользоваться услугами sms, денежного перевода, кредитной карточки, электронных денег.
Обман валют
Онлайн–игра — это свой мир, своя жизнь, где каждый стремится заработать любыми способами. Увы, есть место и для мошенников. Вот небольшой пример. В «клане» игроки объединяются, чтобы противостоять всему остальному геймерскому миру. Но новичка зачастую облагают налогами — игровыми монетами, которые приобретаются за настоящие деньги якобы для нужд команды. Дескать, оружие надо прикупить, обмундированием запастись... Когда ничего не подозревающий игрок делится своими кровными с «кланом», его сразу «выкидывают».
Еще один из распространенных методов аферы: приглашение ввести свои логин (имя) и пароль на некоем сайте, раздающем бесплатные бонусы. Результат для доверчивого геймера, естественно, печальный. Все данные об аккаунте попадают в руки злоумышленников. А на следующий день обманутый игрок не может попасть на свою игровую страницу. Мол, пароль неправильно введен и вообще аккаунт принадлежит другому лицу.
Есть случаи, когда остаются с носом и сами владельцы сайта. С помощью различных компьютерных программ хитрые геймеры взламывают свой лицевой счет и искусственно начисляют туда деньги, которых в реальности нет. Тем самым зарабатывая возможность бесплатно закупать боевые комплекты и захватывать новые виртуальные миры.
Не по адресу
Правда, среди белорусских сайтов с онлайн–играми мне не удалось отыскать примеры подобных махинаций. Единственный платный портал Arena.by приказал долго жить.
— У нас нет материальной базы, — разводит руками владелец сайта А.Гринкевич. — Для запуска проекта необходимо, чтобы на «Белтелекоме» стоял отечественный сервер. Приобрести установку нам не по карману. Система обойдется в 10 тысяч долларов.
Это мнение несколько не вписывается в картину преуспевающей и перспективной игровой индустрии. Вполне возможно, что белорусские инвесторы опасаются серьезной конкуренции России и западных стран. Ведь «зависает» онлайн–публика именно на развлечениях тамошнего производства. Впрочем, чтобы не гадать на кофейной гуще и более подробно узнать об экономической составляющей необычного рынка, я обратился за комментариями к специалисту кафедры экономической информатики БГУИР Федору Козелько.
— Дело в том, что в нашей стране нет сильных фигур в этом бизнесе, — говорит Федор Николаевич. — А если они и появляются, то свои проекты отправляют в Россию и западные страны. Почему так? Давайте рассуждать. Часть прибыли любого игрового сайта уходит на трафик, аренду серверов, администрирование, налоги, услуги электронных посредников и доработку сайта. В Беларуси расценки на эти услуги высоки. А если разработчик онлайн–игры точно знает, что, например, в Доминиканской Республике прейскурант цен намного ниже. Как он поступит? Ответ очевиден. Поедет за границу, установит там свой сайт и со спокойной душой уедет домой — следить за прибылью. Примерно так и поступают белорусские компании по разработке игровых проектов. Ведь для интернета не важно, где располагается разработчик. Главное, чтобы были в наличии каналы связи.
Рынок онлайн–игр очень выгоден. Однако далеко не все разработчики могут на нем разбогатеть. Популярность игрового сайта во многом зависит от его качества. Основными показателями добротности игры являются красочные заставки и видео и интересный, острый сюжет. Чтобы оснастить сайт этими атрибутами, потребуется не один год работы профессиональных программистов, дизайнеров, сценаристов. От 3 до 8 тысяч трудовых часов и миллионы долларов! Случается, конечно, что учредителями раскрученного игрового портала являются сами его создатели. Но это очень редко. В реальности — это бизнесмены. И не каждый из них в состоянии потянуть такой проект. А более экономичный вариант (простая графика, незамысловатый сюжет) никогда не принесет хороших дивидендов. Образно говоря, никто не захочет покупать «Запорожец», если за эти же деньги можно приобрести БМВ Х5.
Все решают детали
Прощаясь, Федор Николаевич заметил, что онлайн–игры — это обыкновенная сфера услуг, где люди платят за удовольствие. Между тем у доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии Белорусского государственного медицинского университета Натальи Григорьевой несколько иное мнение на этот счет.
— Платные онлайн–игры — это умело продуманные программы по выкачиванию денег, — считает она. — В разработке таких проектов зачастую принимает участие штат первоклассных психологов. Они подсказывают сценаристам, как лучше разработать сюжет развлечения, подбирают цветовую гамму для сайта, придумывают бонусы. Все это помогает затягиванию любопытного человека в развлечение. Однако есть еще один интересный момент. В отличие от компьютерной игры, которая не требует доступа в интернет, онлайновая забава не имеет конца. Всеми виртуальными персонажами в ней руководят живые люди. А это значит, что, попадая в зависимость от такого развлечения, игрок не сможет самостоятельно из нее выбраться. Помешает обычное человеческое стремление познать мир. Другими словами, ответ на вопрос: «Что будет дальше?»
Нередки случаи, когда затянутые в онлайн–развлечение люди становятся на асоциальные пути. Необходимость в постоянной игре иногда не совпадает с финансовыми возможностями игроков. А развлекаться–то хочется! Мозговой центр, отвечающий за получение удовольствий, привык к приятной дозе. Тогда зарвавшиеся игроманы начинают воровать. Из своей квартиры выносят драгоценности родителей, близких. Похищают деньги у изрядно подвыпивших граждан. Вытаскивают кошельки у сверстников.
— Не так давно в наше отделение, — Наталья Константиновна работает в Республиканском научно–практическом центре психического здоровья консультантом детского отделения, — поступил 24–летний парень, который потерял хорошую работу, перестал уделять внимание жене и 8–месячному ребенку. Он не раз выносил из квартиры бытовую технику и даже тратил пособие на ребенка на онлайн–игры. Причиной всех бед молодой человек назвал платное развлечение в интернете. И это не единичный случай.
* * *
Виртуальный мир онлайн–игры построен так, чтобы полностью заменить реальный. В развлечении интернет–пользователи имеют возможность общаться между собой, обсуждать гнетущие их вопросы. Однако суррогат живого мира не предусматривает того, что игроку необходимо время на еду, полноценный сон, прогулку на свежем воздухе, отдых для глаз, общение с близкими. Становясь пациентами психиатрических отделений, бывшие игроманы проходят процедуры по восстановлению сна. А уже выписываясь, занимают очередь к окулистам и терапевтам...
Автор: Александр ВЕРБИЦКИЙ.
Источник
Комментарии:
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность комментировать записи!