Четверг, 15 Сентября 2011 года, 14:49Просмотров: 1572 шт.
Образование → Поэтика детства (Часть 1)
Я маленький, горло в ангине,
За окнами падает снег,
И папа поет мне: «Как ныне
Cбирается вещий Олег»
Д. Самойлов
Наверное, каждый из нас, порывшись среди глубинных воспоминаний самого раннего детства, на той грани, где сознание только-только начинало проклевываться сквозь бессловесную муть младенчества, тоже припомнит какой-нибудь зимний – а может, и летний – вечер и негромкий родительский голос, мерно читающий что-то не вполне понятное, но завораживающее душу, заставляющее как-то по-особенному биться сердце…
Мамин фольклор
Стихи входят в нашу жизнь с самых первых дней. Редко какая мама не поет своему крохе колыбельных песен, не рассказывает ритмичных веселых потешек и пестушек. При видимой незатейливости этих стишков трудно переоценить пользу, которую они приносят малышу. В емких, лаконичных формулах кристаллизовался опыт десятков поколений. Первые стихи малыша недаром похожи на заклинания. Они и должны «заклясть» его, предупредить об опасностях, которые таит в себе окружающий мир: мама предупреждает малыша, как опасно отходить от родного дома, от обжитого, обитаемого центра мироздания - «на краю», вдали от мамы ребенок может стать жертвой враждебных сил хаоса.
*****
Но малыша есть кому защитить, ведь его берегут и любят многочисленные друзья: гуленьки всю ночь будут сидеть у его колыбельки, котик поделится булочкой, а собачка ни за что не подпустит к спящему малышу волка и другую нечисть.
Колыбельная песня помогает маме и ребеночку «настроиться» друг на друга, отладить биологические часы, чтобы молока приходило тогда и столько, когда и сколько нужно ребеночку, чтобы возня с новорожденным крохой не изматывала маму, была ей не в тягость, а в удовольствие.
Монотонно поскрипывает колыбелька, монотонно повторяются плавные, вязкие, словно мед, звуки, в затененной комнате – золотисто-медовый полумрак, пронизанный теплым запахом маминого молока… И вот, словно намазанные медом, сами собой слипаются глазки, разливается по телу сладкая истома и увлекает в теплую, тягучую пучину детского сна. Не отсюда ли – мечты о молочных реках в медовых берегах?
Некоторые мамы стесняются петь своим малышам из-за того, что у них нет музыкальных способностей и они не могут правильно воспроизвести мелодию и предпочитают ставить записи на кассетах или компакт-дисках. Ну подумайте, какая разница, ознакомится малыш с канонической версией колыбельной «ты, собачка, не лай» или с вашим авторским вариантом. Как бы плохо вы не пели, звук вашего голоса все равно будет для крохи самым лучшим, а мелодия – самой замечательной. Так стоит ли лишать малютку волшебных мгновений только потому, что у вас в школе по пению никогда не было больше тройки?
Потешки способствуют самоидентификации малыша: он узнает, что у него есть ручки и пяточки, животик и носик, что ему с самого рождения выделен собственный участок пространства, колыбелька или кроватка.
Кроху ориентируют на успех: он научится и по завалинке бегать, ведра красные носить. Мальчику рассказывают, какой он умный и сильный, девочке – какие у нее красивые черные бровки и алый румянец, какая замечательная коса вырастет в недалеком будущем до самого пояса.
Язык материнского фольклора хоть и очень прост по форме, но зато невероятно емок, насыщен выразительными эпитетами, яркими метафорами, неожиданными сравнениями. Не понимая пока смысла маминых слов, малыш запоминает их на всю жизнь как заклинание и, взрослея, постепенно осмысливает, все глубже и глубже проникая в их суть.
Конечно, многие реалии и понятия, встречающиеся в народных стишках и песенках сегодня устарели. Пока ваш кроха еще совсем маленький, это не так важно. После года покажите малышу книгу с хорошими иллюстрациями, например Юрия Васнецова или Василия Билибина и попробуйте объяснить, что лапти – это такие ботиночки, кафтан – очень красивая курточка, завалинка – маленькая лавочка возле крылечка, в печке готовят еду, из колодца берут водичку. Но чересчур углубляться в этнографические подробности не стоит: маленький ребенок воспринимает текст, тем более поэтический, целостно, не вдаваясь в частности.
Мои первые книжки
Большинство первых детских книжек – стихотворные. Да и сами малыши явно отдают предпочтение стихам. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие, лаконичные образы, выразительные аллитерации помогают малышу концентрировать внимание, лучше представить себе, о чем говорится в стишке. Быть может, вам коротенькие четверостишия про мишку, которого уронили на пол или бычка, боящегося свалиться с доски, и кажутся примитивными и банальными, но ничего лучшего для маленьких детей пока еще никто не придумал. Сегодня Агния Барто, Самуил Маршак и Корней Чуковский, как и пятьдесят лет назад, остаются в верхних строках хит-парада детской поэзии. И все же, не стоит ограничиваться только этими авторами. Обязательно почитайте с малышом книги Ирины Токмаковой (очень хороши не только ее собственные стихи, но и переводы из английской, шотландской и даже индийской поэзии), Игоря Мазнина, Валентина Берестова и конечно же, Юны Мориц (ее песенки про пони и резинового ежика в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных хорошо всем известны, но у нее есть еще немало замечательных стихов). Очень нравятся всем детям и стихи Саши Черного.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/reading/55860/poetika-detstva.html