Понедельник, 12 Сентября 2011 года, 10:38Просмотров: 1648 шт.
Образование → Обучение чтению (Часть 1)
Обучение чтениюКак хорошо уметь читать! – эту ёмко сформулированную детским поэтом истину помнят все. И практически все родители стараются быстрее и раньше научить своего ребенка этой важной и полезной науке. Но перед тем как выбирать методику обучения и проводить первые занятия, подумайте и честно признайтесь себе в истинных причинах, которые побуждают Вас учить ребенка чтению. И сразу отсеем ложные. Раннее обучение чтению само по себе не сделает ребенка гением, также не долгие часы занятий с чересчур юным учеником не стоят гордой фразы, брошенной в разговоре с подругой: «А мой уже читает сам!». Только если главной Вашей целью является гармоничное развитие личности малыша, стремление привить ему любовь к книгам, лишь тогда Вы на верном пути. Книга может стать и незаменимым помощником, и верным другом для ребенка, она помогает малышу развить память и расширить словарный запас, учит думать и фантазировать, сопереживать героям, разделять добро и зло. В зависимости от возраста подход к занятиям чтению может отличаться, так же как и их продолжительность.
*****
Детские педагоги и психологи не сошлись в едином мнении по поводу того, когда лучше начинать учить чтению. Но большинство специалистов все-таки говорит о том, что наибольших успехов родители добьются, обучая старшего дошкольника, так как он физически и морально лучше готов к усвоению новых знаний. Усиленные занятия по освоению чтения могут даже пагубно сказаться на развитии ребенка, особенно если родители ставят жесткие временные рамки типа «выучиться чтению за 2 месяца». Поймите, малышу Ваши рекорды и скорость абсолютно ни к чему, ему важно гармонично и разносторонне развиваться.
Если Вы все-таки уверены, что малышу найденная или, может быть, придуманная Вами форма обучения чтению нравится и подходит, помните, занимаясь с крохой до трех лет, помните, что занятия должны длиться буквально пару минут – не более.
Ориентируйтесь на интерес ребенка к процессу, чтение ни в коем случае не должно стать для ребенка некоей «неприятной обузой, которую нужно вытерпеть, чтобы мама не ругалась».
Не ругайте малыша, если что-то не дается ему с первого раза, ведь агрессия и негативные эмоции делают процесс обучения только медленнее. Только терпение и изобретательность, а еще регулярность занятий помогут чуду совершиться и открыть перед ребенком волшебный мир чтения.
Помните, что для малыша освоение науки чтения требует сильного умственного и физического напряжения, он еще не привык подолгу сидеть за партой, чаще делайте перерывы, хотя бы на пару минут. Постарайтесь, чтобы малыш в это время подвигался – сделайте с ним небольшую зарядку или пальчиковую гимнастику или просто поиграйте в мяч.
Лучший способ научить дошкольника читать – поиграть с ним в буквы, слоги, слова и их соединения.
Очень хорошо показать крохе, как буквы соединяются между собой в слоги, сыграв с ним в игру «Друзья-приятели». Представьте, что буквы – это потешные человечки, которые собираются вместе и составляют слово. Например, буква Д собралась в гости к А, можете даже нарисовать небольшой мостик из шажков между буковками. Наконец, они встретились вместе и запели общую песенку: ДА.
Во время занятия старайтесь удерживать интерес крохи, если видите, что он начал уставать, сделайте перерыв или вообще отложите занятие, до того как малыш полностью утратит интерес к уроку.
Хорошо сочетать разные дидактические пособия: это могут быть кубики с буквами или разрезная азбука, магнитная азбука, а также разнообразные готовые развивающие игры.
Очень важно для успешного овладения азами чтения, чтобы ребенок был увлечен литературой, имел привычку слушать чтение любимых стихов или сказок и сам стремился поскорее проникнуть в мир литературных строк. Очень неплохим приемом по поддержанию интереса к книге является такой несложный трюк: каждый раз во время чтения малышу интересной сказки останавливайте повествование на самом интересном месте, ссылаясь на какие-то якобы сложные дела, ожидание развязки будет подстегивать интерес к процессу чтения. Ну, и конечно же, читайте сами, ведь, если малыш видит Вас с книгой, он и сам потянется к миру литературы, а если Вы все вечера проводите за телевизором, то и малыш предпочтет пульт сборнику стихов.
Множество всяких известных и не очень методистов наперебой утверждают, что именно их способ обучения чтению самый правильный, простой и быстрый. Кому отдать предпочтение?
Условно все возможные методики обучения можно разделить на три большие группы.
Буквенный метод
Разнообразные Буквари и Азбуки предлагают учить читать, строя сложные и не всегда понятные для дошкольника схемы слов и проводя звуко-буквенный анализ слова. В большинстве случаев ребенка очень путает несоответствие названия буквы и звука в читаемом слове, и очень часто даже у самых сообразительных учеников получаются страшные «Эм-А-Эм»ы или «Эп-А-Эп»ы вместо таких родных и простых «мама» и «папа».
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/reading/84820/obuchenie-chteniju.html