Суббота, 3 Сентября 2011 года, 14:59Просмотров: 1403 шт.
Образование → Обучение чтению (Часть 2)
Кроме того, традиционный метод обучения чтению предполагает, что ребенок сначала должен выучить весь алфавит на зубок, а лишь затем складывать слоги. Но чем мешает начать складывать слоги незнание, например, буквы Ц или Ф. Чтобы приступить к первым занятиям по чтению, достаточно знать все гласные и хотя бы несколько согласных.
Метод чтения словами
А может, ну их, эти слоги, и будем сразу читать слова. На подобном положении основана теория Глена Домана. Согласно его идее, пишется ряд красочных плакатов со словами, затем эти плакаты показывают крохе. Несколько раз увидев слово-плакат, малыш запомнит его очертания, а постепенно, запоминая все новые и новые слова, ребенок выработает свою методу чтения. Однако эта методика очень трудоемка, не все родители чисто физически справятся с изготовлением огромного числа наглядных материалов, да и эффективность такой методы полностью не доказана. Бывали случаи, когда дети вообще не реагировали на картинки, а иногда дети, которые успешно читали домашние плакаты, оказывались совершенно беспомощны, когда то же слово писали каким-нибудь другим способом.
Как же быть, если буквенный код для малыша сложен, а чтение сразу готовыми словами ненадежно?
*****
Существует третий способ обучения чтению – складовый.
Кубики ЗайцеваСамым известным педагогом, который придумал этот способ и рекомендовал малышам учиться чтению по складам, был Н. Зайцев. Можно с успехом использовать его знаменитые кубики в качестве дидактического пособия для первых уроков по обучению чтению. Очень эффективно то, что Кубики задействуют цветовое и пространственное восприятие ребенка, различаясь по цвету и размеру. По схожему принципу сделаны кубики Чаплыгина, «Складушки» Воскобовича и «Складарики» Буракова. Чтение по складам быстрее усваивается малышом и наглядно показывает ребенку логику построения слова.
Что же такое «склад»?
Склад – это единица слова, которая может быть представлена: сочетанием «согласный+гласный», отдельным «гласным», отдельным «согласным» и сочетанием «согласный+знак». Именно по складам начинает говорить младенец: ма-ма, а-и-с-т, па-ро-воз и т. п. Именно поэтому, когда малыш подрастает, ему легче и органичнее и читать слова тоже по складам.
Какую бы методику обучения чтению Вы после раздумий не выбрали, помните, что гораздо более важную роль в начале обучение играют мамин энтузиазм и позитивный настрой при проведении занятий, только обучение, которое приносит радость, будет полезно и эффективно для малыша.
Не забывайте хвалить ребенка за любые, пусть и небольшие успехи в чтении, и Вы сами увидите, сколько торжества и гордости он испытает, прочитав вскоре самостоятельно первые слова, а затем и короткие предложения.
Но не стоит считать, что сразу после этого Ваш малыш станет бегло и совершенно самостоятельно читать толстые книжки. Как раз на этом этапе Ваша помощь и поддержка очень важны для ребенка.
В качестве первых книг, которые малыш будет читать сам, выберете иллюстрированные книги с короткими стихами. Если перед четверостишием есть картинка, внимательно рассмотрите иллюстрацию и побеседуйте с ребенком о том, что на ней изображено. Четверостишия небольшие по объему, поэтому малышу будет легче понять и осознать прочитанное. Только спустя некоторое время можно попробовать читать небольшие сказки.
Не прекращайте чтение книг вслух для малыша. После того, как Вы прочитали ту или иную историю обязательно обсудите с малышом прочитанное, предложите нарисовать персонажей сказки. Можно побудить малыша взяться за книгу, оставив непрочитанным финал сказки, а самой «пойти на кухню» или «позвонить по работе», вот увидите: нетерпеливый малыш сам потянется к книжке. Обязательно похвалите эту его инициативу и попросите пересказать, чем же всё там закончилось, покажите, что малыш сейчас знает больше, чем Вы и всё благодаря умению читать.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/reading/84820/obuchenie-chteniju.html