Пятница, 2 Сентября 2011 года, 12:33Просмотров: 1411 шт.
Образование → Обучение ребенка буквам (Часть 2)
Каждый раз при изучении новой буквы постарайтесь интонационно выделить обозначаемый ею звук из речи, протянуть его, пропеть. Например, изучая букву ж можно поиграть в двух жужжащих жучков, дойдя до буквы ш пошипеть как змеи, а изучая звук у погудеть, как пароходы. Можно подобрать для каждого из персонажей речь, наполненную словами с изучаемой буквой. Например: "Я жжжук. Я хожжжжжу в жжжжилетке. Давай дружжжить. Я жжживу в том жжжилище."
*****
Процесс знакомства с буквами строится по следующему принципу: сначала взрослый показывает и называет букву (можно показывать букву в букваре или на карточках, на кубиках или даже на крекерах в виде букв, тогда изучение азбуки станет не только полезным, но и вкусным). Затем взрослый предлагает малышу самому находить и показывать, а затем и называть нужную букву.
Сначала можно попросить найти букву в слове, затем можно взять небольшой фрагмент текста, и предложить маленькому ученику найти там заданную букву и подчеркнуть. Главное, чтобы шрифт текста был достаточно крупным и четким.
Не форсируйте события, дайте малышу как следует усвоить материал, иначе он долгое время будет путать буквы.
Постарайтесь подключить к процессу обучение не только зрительные, но и слуховые и тактильные ощущения.
Предложите малышу сыграть в веселую пантомиму и изобразить известные ему буквы, а также отыскать в комнате все предметы, которые начинаются на ту или иную букву.
Очень полезно для успешного запоминания предложить малышу выложить изучаемую букву, для этого можно использовать самые разнообразные материалы: палочки и кубики, пуговицы или мозаичные фишки. Можно предложить ребятам вылепить букву из пластилина или раскрасить контур нарисованной Вами буквы яркими красками. Можно дать ребенку творческое задание – нарисовать ожившую букву, наделить её характером. Такая живая связь поможет малышу лучше запомнить очертания буквы.
Можно поиграть с малышом в магазин, где продавец отдает товары только тому, кто правильно назвал букву, с которой тот или иной предмет начинается. Одинаково полезно и интересно малышу побыть и покупателем, и продавцом, особенно если Вы сознательно будете допускать ошибки.
Малыши хорошо запоминают буквы при помощи забавных стихов, это могут быть стихи-путаницы, где ребятам нужно вставить или поменять букву, чтобы стих перестал быть абракадаброй:
Землю роет старый кот,
Под землею он живет.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки.
Очень полезно будет почитать малышу стихотворение Б. Заходера «Песенка-Азбука», «Азбуку в картинках» В. Ковшикова, «На что похожа азбука» Г. Виеру и т. п. Стихотворные образы быстрее и лучше запомнятся, чем сухие схемы и объяснения.
Стоит знакомить малыша только с печатным вариантом букв, письменному его научат в школе, печатные начертания более просты, их легче выложить или начертить палочкой на песке или снегу.
Можно предложить малышам игру «Исправь букву» - представим, что прожорливая гусеница отгрызла кусочки изученных букв – задача малыша увидеть, что именно оказалось съеденным и попробовать дорисовать буковку.
Сейчас можно найти множество уже готовых развивающих игр, помогающих малышу освоить алфавит, а также научиться выделять первую букву в слове.
Не всем дошкольникам одинаково легко дается этот навык, однако если Ваш ребенок регулярно совершает ошибки, путая буквы з и с, п и б, ж и ш, стоит обратиться к логопеду.
Если Вы чувствуете, что готовых игр недостаточно, можно изготовить несколько простых и полезных пособий своими руками.
1.Буквы из кусочков
Берем достаточно большие карточки с изображением букв и разрезаем её на 2-3 части, затем предлагаем ребенку собрать эту мозаику. Можно усложнить задачу, подложив одну лишнюю деталь или поручив собрать сразу несколько букв. При этом не забудьте спросить, какая буква у ребенка получилась.
2. Кто заглянул в окошко?
Возьмите лист бумаги и вырежьте в нем отверстия, затем спрячьте за ним картинку с буквой так, чтобы кусочек её выглядывал в окно. Задача малышей, распознать любопытную букву.
Не бойтесь экспериментировать и придумывать игры и задания с буквами сами. Главное, малышу должно нравиться разучивать звуки и буквы.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/reading/84818/obuchenie-rebenka-bukvam.html