Пятница, 2 Сентября 2011 года, 12:32Просмотров: 1201 шт.
Образование → Обучение любовью (Часть 2)
Вдруг ожила знакомая Сретенка. По дороге в детский сад я теперь успеваю узнать очень многое: за окном троллейбуса проносятся вывески, еще вчера – немые и чужие, а сегодня – родные и знакомые: «Мясо», «Грибы-Ягоды», «Табак», «Лесная быль», «Авторучки»…
Через несколько дней я уже читала запоем, не переставая, все, что попадалось под руку: от кулинарной книги до старых газет, упиваясь своей новообретенной властью над колдовскими значками. Кстати, читать вслух я выучилась позже, чем про себя, а в первом классе никак не могла взять в толк, как это можно читать по слогам, и получала… тройки по чтению!
*****
Были в моем детстве и другие книги: тяжелые, в тисненых переплетах, с золотым обрезом, с плотной, кремовой, хрупкой бумагой: старинные. Их берут только чисто вымытыми руками и читают сидя за столом, ни в коем случае не лежа на диване или, не дай Бог, на полу. Я уже давно умею читать, а с ними справляюсь с трудом: противные еры и яти не дают с привычной легкостью пробираться сквозь текст. Эти книги дает мне прабабушка, бывшая курсистка, с гордой осанкой и старинной прической. Она, кажется, так до самой смерти курсисткой и оставалась, с гордостью неся по жизни почетный титул, присвоенный всему их выпуску женских Политехнических курсов: первые русские женщины-инженеры.
Это сейчас издаются и переиздаются «Маленький лорд Фаунтлерой», «Леди Джен или голубая цапля», «Таинственный сад», «Маленькая принцесса», «Без семьи», а тогда они считались буржуазными, слащавыми и были, казалось, навек вычеркнуты из круга детского чтения.
Приносят мне книги старухи, такие же удивительно красивые, прямые и статные, с такими же старинными прическами, как и у моей прабабушки. Они сохранили эти томики своего детства вместе с поредевшей горсткой фамильных украшений, пронесли их через пламя революций и войн, не поддались соблазну променять на буханку хлеба в голодные годы или кинуть в «буржуйку», чтобы хоть чуть-чуть согреть стылую комнату. От книг этих пахнет иными временами, иным детством. Я слишком мала, чтобы это понять, но не могу не почувствовать, не уловить эту особую ауру старины и запретности.
Не считаясь с мои дошкольным возрастом, прабабушка, так и не расставшаяся с наивными демократическими иллюзиями своей юности, читает мне вслух Некрасова, в таком же солидном зеленом, с золотым тиснением переплете, с черными ятями на плотной коричневатой бумаге. Я и по сию пору помню наизусть «Русских женщин», пронзительную поэму о любви и верности, поразившую меня в шесть лет…
А что же мой мудрый проводник? Он по-прежнему ведет меня по дорогам волшебной страны. Уже прочитан Жюль Верн и Диккенс, Гюго и Дюма, и, хоть мне скоро двенадцать, я по прежнему приползаю вечером с книжкой в обнимку: слушать дедово чтение. Хотя тогда, на пороге отрочества, я и под пыткой не призналась бы, что мне до сих пор читают вслух.
Говоря современным «научным» языком, дед определял для меня «зону ближайшего развития»: то, что я не могла еще прочесть и осознать самостоятельно, читал мне он. Ухватив книгу, которая была еще мне «не по зубам», я шла к нему, и вместе дело шло веселее.
Собственно, все детство и отрочество я провела за книжками. Нет-нет, в этом не было ни йоты от усердия пай-девочки. Я читала запоем, до одури: в детском саду под одеялом во время тихого часа, в школе на переменах и на уроках. Я врезалась в фонарные столбы, потому что читала на ходу, я опаздывала в школу, потому что, зачитавшись, проезжала нужную остановку. Читала на физике и химии, литературе и географии. Я разыгрывала в куклах романы Диккенса в тринадцать лет и мысленно живописала романтическую историю собственной жизни в пятнадцать. Я в седьмом классе заучивала километрами стихи Ахматовой и Мандельштама, а в девятом килограммами выдавала собственные.
Как ни странно, я не стала ни книжным червем, ни синим чулком и даже ухитрилась вынести кое-какую информацию из школьной программы, которая, казалось, мирно катилась где-то на иных параллелях, куда не ступала я. Но книги и слова, околдовав меня в раннем детстве, стали моей судьбой.
Что нужно делать, чтобы приучить ребенка читать? – часто спрашивают меня родители. Или еще хуже: как заставить его любить книги? В с популярных статьях для родителей вы найдете немало советов технического характера: мы попытаемся разобраться, каковы современные тенденции в обучении малыша навыкам чтения, в каком возрасте нужно начинать воспитание читателя, которые помогут вам выбрать книги, подобрать методики обучения. Но все же, главного не найдешь ни в одном методическом пособии, не распишешь на карточках. Лишь сила вашей любви может помочь малышу приоткрыть волшебную дверцу, за которой простирается удивительная сказочная страна. А не будет волшебства – лишь уныло скрипнет ржавая калитка, открывая пыльную тропу в Царство Скуки.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/reading/56504/obuchenie-ljubovju.html