Пятница, 2 Сентября 2011 года, 12:32Просмотров: 1159 шт.
Образование → Обучение любовью (Часть 1)
Затаив дыхание, я сижу под вешалкой около входной двери в прихожей и прислушиваюсь к скрежету и грохоту нашего допотопного лифта. Остановился… сердце радостно замирает… нет, это опять не на нашем этаже. Кажется снова кто-то вызвал… нет, показалось. Время близится к шести, а я уже достаточно большая, чтобы знать, что скоро вернется с работы дедушка, мой самый большой друг. И начнется главное чудо, которого я жду уже давным-давно, с самого утра, весь бесконечно долгий день. И вот, позади мой радостный приветственный визг, съеден ужин, мы укладываемся на огромной, в полкомнаты, дедовой тахте, уютно укрываемся пледом… «Ну, что сегодня? Опять Карлсона? А не надоело?..» Ну, конечно же, не надоело! Да и книгу я еще с обеда припрятала под мохнатой диванной подушкой! И вот, вожделенная книга раскрывается, и самый родной в мире голос уносит нас обоих в волшебную страну…
*****
Сегодня, хоть и прошло больше тридцати лет с тех удивительных вечеров, я не только помню чуть ли не наизусть и «Карлсона», и «Буратино», и сказки Андерсена. Я во всех деталях вижу каждую картинку в книгах моего детства, чувствую их запах и безошибочно определю, какой была на ощупь бумага в «Сказке о царе Салтане», а какой – в «Аленушкиных сказках».
Сколько времени пробродили мы по зачарованным местам? Не знаю. Мне все равно, прошло десять минут или два часа: в нашем волшебном мире время идет по своим, сказочным законам! Но вот, книга подошла к концу, замолк дедов голос. Мы лежим, прижавшись друг к другу, освещенные теплым светом настольной лампы, а бесконечно огромная комната теряется, растворяясь в вечерних сумерках.
И вдруг меня осеняет: «Дедушка, я угадала! Ты – добрый волшебник!» Ну, конечно же, он – волшебник, в пузатом кожаном портфеле которого хранятся до поры, до времени все эти ковры-самолеты и скатерти-самобранки, прячутся мудрые звери и веселые человечки. И разве смогла бы я, маленькая, глупая, с вечной дыркой на коленке и обкусанными ногтями, оказаться без его волшебства в тех заоблачных мирах, во всех этих тридевятых царствах, тридесятых государствах, в маленьком приморском городке, где увидел свет Буратино, в Джунглях, где Маугли сражался с Шер-Ханом или на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме, на крыше которого поселился необычный человечек с пропеллером за спиной. Разве стали бы знаться со мной, сопливой, застенчивой, неуклюжей, Кай и Герда, Винни-Пух, и Пятачок, Иван-Царевич и Василиса Прекрасная, если бы не его связи в этом зачарованном мире! И я знаю, пока он рядом, добро всегда победит: гном расколдует Нильса, Сидбад вернется домой из опасного путешествия, а маленькая Дюймовочка доберется до страны эльфов. Ведь мой добрый волшебник не допустит, чтобы злые победили беззащитных и слабых! Ну, а поверженных врагов мы не добиваем: пусть исправятся и живут себе!
Как бы я хотела сама стать волшебницей! Научиться этому колдовству: разбирать непонятные черные закорючки, сплошь покрывающие страницы любимых книг, эти тайные заклинания, открывающие двери в страну чудес! Тогда бы я, наверное, по праву входила бы в сказочное королевство.
Кажется, меня как-то учили читать: смутно, но грани младенчества припоминаю какие-то кубики с Арбузами и Барабанами, азбуку с Аистом на обложке, по которой пыталась учить меня моя прабабушка (о ней речь еще впереди…). Но, то ли учили не слишком настойчиво, то ли не так, как надо, то ли я была слишком мала, но, кажется, проку от тех уроков было мало. Я не видела абсолютно никакой связи между непонятной Кирой, у которой (о, счастливица!) есть Косы, чьей-то (явно не моей!) Мамой, неизвестно зачем моющей Раму, и страной чудес, что скрывалась под корешками наших с дедом книг и в которую я так стремилась.
Я отчетливо помню тот день, когда научилась читать: один из тех редких дней, что запоминаются во всех деталях и остаются в памяти навсегда. Кажется, мне четыре или чуть больше. Я сижу на полу в детской и держу в руках книгу, я даже запомнила, какую именно: Бунин, «Детство», сборник стихотворений. Привычно перелистываю страницы, разглядывая давно знакомые картинки. И вдруг я обнаруживаю, что среди черных закорючек, которые еще вчера казались мне каким-то орнаментом, равномерно покрывающим книжные страницы, есть знакомые мне слова. Я не «собираю» их из букв, не прочитываю по складам, а именно узнаю целиком, сразу: «тень», «окно», «зима», «береза»… Еще и еще – теперь уже целенаправленно – я всматриваюсь в закорючки на листе. Ага, вот еще: «река», «лужи», «утро»… Словно приоткрылась та волшебная дверь и подглядываю в щелку: еще немного и я пойму, догадаюсь, сама, без посторонней помощи проберусь в сказочное царство. А если попробовать подряд? Да тут целый стих! И я могу САМА его прочитать!
И хотя это были, конечно, знакомые, много раз слышанные стихи, завораживал сам магический, колдовской процесс: как по мановению волшебной палочки черные малопривлекательные «козявки» превращаются в прекрасные звучные слова, из которых складываются стихи. Вот, дедушка, я и разгадала твой секрет!
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/reading/56504/obuchenie-ljubovju.html