Суббота, 27 Августа 2011 года, 14:14Просмотров: 1402 шт.
Образование → Играем в сказку (Часть 1)
К сожалению, большинство родителей не особенно печалится по поводу того, что дошкольники не хотят читать самостоятельно, да и чтение вслух слушают неохотно, предпочитая книгам мультики.
«Ничего, - успокаивают они себя – пойдет в школу, научится читать, вот и полюбит книжки». Но именно уроки чтения и литературы относятся у школьников к числу самых нелюбимых. В этом единодушны лоботрясы и отличники, те, кого надо засаживать за книгу с ремнем и пылкие книгочеи. Взрослые сокрушенно вспоминают, что произведения, которые они не успели прочитать до того, как их начали «проходить» в школе, оказались потерянными для них на долгие годы, а то и навсегда.
Едва малыши худо-бедно освоят грамоту, их начинают обучать литературному анализу. «Кто является главным героем произведения?», «Какие слова использует автор для описания злой колдуньи?» «Какой урок вынесли мы из этого рассказа?». Подобными вопросами пестрят все учебники литературы для младших классов, встречаются такие «перлы» и в хрестоматиях для дошколят. Но подобный подход предполагает, что ребенок будет как бы глядеть на литературное произведение «извне», как будто со стороны; а значит, абсолютно не учитываются особенности детского мышления.
Для маленького ребенка литературное произведение – это волшебный, но абсолютно реальный мир. Слушая сказку или читая ее самостоятельно, малыш и сам становится жителем этой зачарованной страны, отождествляет себя с героями, бурно переживает коллизии, в которые они попадают, словом, переносится в иную, игровую реальность. Свободно ориентируясь в сказочном пространстве, дети смело домысливают то, что, по их мнению, не написал автор, переносят действие за пределы книжного переплета и с легкостью настоящих волшебников превращают свою комнату в Заюшкину избушку или стоянку индейцев, заботливо обустраивают под обеденным столом кукольный театр папы Карло или хижину Робинзона Крузо.
Чтобы научиться любить чтение по рецептам методистов Министерства образования, малыш должен покинуть свой волшебный мир. Ведь разве можно хладнокровно описать злоключения своих друзей: Аленушки и братца Иванушки, Кая и Герды, Буратино и Мальвины, равнодушно рассказать о том, какие приемы использовал автор для создания образов их врагов: Бабы-Яги или Снежной Королевы, Кощея Бессмертного или Карабаса-Барабаса, спокойно извлечь поучительный урок из несчастий любимых героев вместо того, чтобы с замиранием сердца гадать: спасется ли Мальчик-с-Пальчик? Сумеет ли Герда вызволить Кая из царства Снежной Королевы?…
Совсем другое дело, если просто анализируешь текст, оставаясь сторонним наблюдателем. Правда, при этом малыш из веселого, непосредственного фантазера превратится в холодноватого, равнодушного к чужим страданиям маленького «старичка», а чтение из веселой, захватывающей игры - в постылый урок, «чтение». Но детская психика хорошо защищена, ребенок стремится избежать такого насилия над собой, и в итоге большинство детей всеми правдами и неправдами стараются читать поменьше, во всяком случае, по программе. В результате любовь к чтению сохраняют лишь те, кто научился читать и полюбил книгу еще в раннем детстве. А значит, родители должны приложить все усилия, чтобы с самого нежного возраста главное место в жизни малыша занимало чтение, а не мультсериалы и компьютерные ходилки-стрелялки.
Ну, а как же быть с текстовым мышлением, без которого абсолютно невозможно никакое обучение? Его, конечно же, тоже необходимо развивать еще до школы. «Внешний» анализ произведения, принятый официальной педагогикой – вовсе не единственный путь. Вместо того, чтобы вырывать малыша из игрового пространства текста, попробуйте погрузиться туда вместе с ним.
Пальчиковые куклыЗанятия можно начинать, когда начнет активно говорить, то есть, примерно в два с половиной - три года. Для начала возьмите хорошо знакомую малышу, недлинную сказку. Чем старше будет становиться ваш читатель, тем длиннее и сложнее будут тексты. Расскажите малышу, что будете играть в театр, но к представлению нужно как следует подготовиться. Смастерите кукол, изображающих действующих лиц. Это могут быть пальчиковые куклы из старой перчатки, куклы-петрушки, марионетки или даже просто картинки, нарисованные на картоне и аккуратно вырезанные по контуру.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/reading/56342/igraem-v-skazku-ili-o-didakticheskom-aspekte-remonta-prjanichnogo-domika-i-polze-puteshestvii-na-guse.html
*****