Вторник, 23 Августа 2011 года, 8:18Просмотров: 1610 шт.
Образование → Библиотечный день (Часть 2)
Расскажите маленькому читателю, как вести себя в библиотеке:
не шуметь
не бегать
не хватать книги с полки без разрешения библиотекаря
не рвать и не портить книги
Посоветуйте малышу поздороваться с библиотекарем, представиться, сказать, сколько ему лет: для многих детей, особенно «домашних», не посещающих садик, это целая проблема, они привыкли все переговоры вести через маму. Будет очень хорошо, если первый поход в библиотеку станет и первым самостоятельным опытом делового общения. Хотя, конечно, если ваш малыш мучительно застенчив, не стоит заставлять его вступать в диалог с незнакомыми взрослыми против воли...
*****
И вот, мы в библиотеке.
Для первого знакомства лучше всего выбрать абонемент: зал выдачи литературы на дом. Ведь малыш еще не привык к правилам поведения в библиотеке, и может быстро соскучиться, начать шуметь.
Сколько же тут книг! Наверное, и недели не хватит, чтобы их все рассмотреть!.. В абонементном зале детской библиотеки обычно есть уголок, где малыш может посидеть, уютно устроившись за симпатичным низеньким столиком или прямо на ковре, полистать книги. Предложите ему самостоятельно рассмотреть местные сокровища. Но если ваш ребенок еще очень мал, вряд ли стоит надолго оставлять его с книгами наедине: от такого изобилия он может попросту растеряться.
А что, если попробовать найти здесь что-нибудь интересное? Спросите у малыша, что бы ему хотелось почитать. Конечно, опытный читатель лет пяти-шести уже может толково рассказать, что его интересует. Но даже и он может затрудниться, что уж говорить о начинающих: трех-четырехлетках! Тогда предлагайте вы. Может, когда-то вы брали на время книгу у друзей, и малыш долго о ней вспоминал. Или он читал первую часть книги (например, «Незнайка и его друзья»), а вы знаете, что есть еще и продолжение приключений полюбившихся героев. А может, крохе ему понравился какой-то мультик, и вам хотелось бы чтобы он познакомился с первоисточником. В любом случае, стоит обратиться к опыту ребенка, а не навязывать ему что-то извне.
Как же здесь разобраться? Расскажите маленькому читателю, по какому принципу расположены книги в библиотеке. Тот, кто умеет читать или хотя бы знает буквы, может попробовать самостоятельно найти нужную книжку по алфавитному указателю. Заодно придется вспомнить, что у каждой книги есть автор: такой добрый, умный и веселый человек, который сидит и придумывает детские книжки. Ну, а у каждого автора, понятное дело, есть имя и фамилия. Предложите малышу вспомнить, какая фамилия у него, у его приятеля. Можно порассуждать о том, что вообще такое фамилия и для чего она нужна.
Итак, книги выбраны. Теперь нужно соблюсти определенные формальности: расписаться в формуляре, дать свой читательский билет библиотекарю, чтобы он там сделал пометку, когда нужно вернуть книги. Будет очень здорово, если малышу позволят самостоятельно поставить подпись в формуляре: это не только тренировка навыков письма, но и приобщение к определенному деловому этикету. Если малыш еще совсем не умеет писать, предложите ему расписаться вместе, взяв его руку в свою. Внимательно рассмотрите вместе с юным читателем его читательский билет: как-никак, это его первый документ после свидетельства о рождении!
Когда возьмете книгу домой, скажите малышу, когда ее надо будет отдавать. Если у ребенка есть свой календарь-ежедневник, отметьте на нем срок возвращения книг. Так он будет учиться не только соблюдать определенную читательскую культуру, но и следить за ходом времени. Кстати, если малыш еще не умеет пользоваться таким календарем, вот вам и подходящий повод его завести! Конечно, это будет не настоящий взрослый органайзер, а красивый настенный плакат (можно купить готовый или сделать его самим). Тот, кто уже умеет писать, может записывать важные дела и события: расписание занятий в детской студии, мамин день рождения, день отъезда на дачу… Тот, кто еще не освоил грамоту, может воспользоваться значками-символами.
Когда маленький читатель немного освоится в абонементе, предложите ему посетить читальный зал. Здесь хранятся редкие, дорогие, часто спрашиваемые издания, справочная литература.
Если малыш заинтересовался, к примеру, устройством пирамид или солнечной системы, не спешите бежать в магазин за дорогостоящим энциклопедическим словарем. Гораздо полезнее будет, если вместе вы вместе со своим умником отправитесь в читальный зал. Ведь здесь ему придется основательно потрудиться, чтобы добыть нужную информацию: порыться в систематическом каталоге, где карточки рассортированы по темам и отраслям знаний, заполнить читательские требования, просмотреть и сравнить несколько книг на нужную тему, перерисовать – самостоятельно или с помощью мамы – заинтересовавшие схемы, таблицы, иллюстрации. То есть, малыш из пассивного потребителя знаний, которому стоит только заикнуться, и мама сразу же начнет выдавать нужную информацию, превратится в их активного искателя, настоящего – пусть еще и маленького – исследователя, творца.
В читальном зале можно подобрать и стихотворения, например, для праздничной стенгазеты к папиному дню рождения или дню летнего солнцестояния; выбрать веселую пьесу для домашнего спектакля и даже найти подходящие к случаю эскизы театральных костюмов или кукол. А если в ближайшее время на даче должна собраться веселая компания маленьких друзей, возьмите несколько сборников игр и конкурсов и составьте веселую и оригинальную развлекательную программу. Вы будете читать вслух, рассказывать, но, конечно же, и малыш будет принимать активное участие в поисках и выборе нужных книг, предлагать и отметать идеи, иллюстрировать выбранные тексты…
В хорошей библиотеке обязательно есть и зал литературы по искусству, в котором можно посмотреть хорошие альбомы с работами великих мастеров, и аудиотека, в которой вы найдете и записи классической музыки и детских сказок, и разнообразные нотные сборники на любой вкус.
Словом, если вы хотите, чтобы ваш малыш стал настоящим читателем, обязательно покажите ему дорогу в библиотеку!
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/reading/54433/bibliotechnyi-den.html