Понедельник, 22 Августа 2011 года, 18:06Просмотров: 3293 шт.
«Наша школа не учит самому главному – быть счастливым человеком»
Если спросить родителей, что они хотели бы воспитать в своих детях, большинство из них назовут: честность, ум, доброту, уважение к людям и другие положительные качества. Все родители хотят, чтобы их дети успешно учились, овладели хорошей профессией, благополучно жили, имели счастливую семью, не забывали своих родителей... хотят гордиться своими детьми. Примечательно, что желания родителей очень часто бывают связаны с тем, что чего они сами не смогли добиться в жизни или с тем, что устраивало бы их самих...
Одновременно важно отметить, что далеко не каждый из родителей имеет ясное представление о том, как добиться желаемой цели. Многие родители (особенно молодые) вообще не придают этому процессу большое значение и не торопятся заниматься воспитанием своих детей. Им кажется, что это не такое уж сложное дело, и успокаивают себя тем, что не глупее других родителей, что помнят, как их воспитывали собственные родители. Поэтому неудивительно, что основная масса родителей просто не осознает того факта, что большинство неприятностей, которые случаются с их детьми (обман, грубость, уход из дома, курение, употребление наркотиков и многое другое), являются следствием неправильного воспитания в семье. В случившемся они склонны винить самих детей, школу, общество...
В настоящее время психологи и педагоги сходятся во мнении, что воспитание детей является самой сложной работой на свете, приоритетная роль в которой должна принадлежать мужчине. От того, как эта работа (правильно или неправильно) исполняется в семье, зависит очень многое в жизни как самих детей, так и их родителей. Следовательно, справиться с работой по воспитанию детей родители смогут только тогда, когда овладеют методикой этой деятельности. Вот только (как оказывается!) нигде и никто их этому не учит.
*****
Как же надо воспитывать детей? …
Главная цель состоит в том, чтобы помочь ребенку стать самим собой. А для этого в своем развитии ему необходимо последовательно пройти три этапа: саморазвития (развитие своих способностей), самопознания (познания своих возможностей и особенностей) и самоопределения (выбор своего жизненного пути). А это зависит только то того, как и какими средствами удовлетворяются на различных этапах развития его актуальные (истинные) потребности. Поэтому задача воспитания сводится к подбору средств (методов, способов) удовлетворения актуальных потребностей детей.
Психологический анализ также показывает, что дети дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста в силу того, что их потребности в саморазвитии и самопознании ориентированы на текущее время, живут только настоящим днем. Это очень важное заключение свидетельствует о том, что родителям (и другим взрослым) не следует раньше времени «тащить» ребенка в будущее. Родители, которые стремятся «подогнать» своих детей под желаемую «модель будущего», не учитывают данного обстоятельства, и это плохо сказывается на их отношениях с детьми: в таких семьях дети либо замыкаются в себе, либо начинают «кривить душой». Серьезно задумываться о будущем человек начинает лишь в юношеском возрасте. Это связано с актуализирующейся у него потребности в самоопределении.
В связи с изложенным у родителей может возникнуть ряд вопросов, связанных с обучением детей в школе. В частности: на что ориентируют учителя в процессе занятий своих учеников; учитывают ли они доминирующие потребности учащихся? Вопросы вполне оправданы, ведь школа, наряду с семьей, призвана заниматься воспитанием детей.
К сожалению, анализ результатов детского воспитания (как и исследования валеологов) показывает, что традиционная система школьного образования противоречит доминирующим потребностям детей, особенно в начальных и средних классах. Детям на данных этапах развития актуально и интересно (а значит, необходимо для естественного развития) совсем не то, что им предлагает (навязывает!) система воспитания. В школе на уроках они в основном заняты малоинтересными делами: либо стараются запомнить определенную информацию (которая, как оказывается, практически не нужна им в повседневной жизни), либо вынуждены выполнять однообразные упражнения (чтобы сформировать какое-то умение, которое также не актуально для них в настоящее время). «Воспитательный эффект» от этого чаще всего бывает отрицательный. Что происходит? Ребенок подстраивается под навязываемые системой правила, в результате чего преобладающей у них становится ложная мотивация: достичь любыми средствами положительных отметок, «зазубрить», когда необходимо понимать, имитировать активность на уроках, угодить учителю, или, наоборот, «поиграть на его нервах». В результате такого воспитания дети перестают быть сами собой. И это отрицательно сказывается на их нравственно-психическом состоянии.
Совершенно понятно, что описанная «школьная воспитательная система» не может устраивать родителей.
В Санкт-Петербурге организовано Объединения родителей (Школы для родителей и детей) с целью обретения родителями навыков естественного воспитания своих детей с учетом их актуальных потребностей, а также для обмена опытом, информацией, наработками. При использовании системы Г.К.Зайцева (он же проводит некоторые занятия для детей и родителей).
Воспитание ребенка в семье происходит не только в процессе каких-то организованных родителями занятий и мероприятий. Ребенка воспитывает сама домашняя среда, в которой он живет. Родители при чутком отношении к потребностям ребенка, дают ребенку то, чего не дает школа.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/55253/chemu-uchit-shkola.html