Понедельник, 22 Августа 2011 года, 18:05Просмотров: 1342 шт.
Образование → Такие недетские детские школьные беды (Часть 1)
Когда ребенок приходит домой со словами "я не хочу ходить в школу", жалуясь на одноклассников или на учителей, - это проблема. Особенно серьезной она является детей младшего школьного возраста. В этом возрасте у ребенка нет ресурса, с помощью которого он может самостоятельно противостоять сложностям такого рода. Нерешенные детские проблемы приводят к тому, что в будущем у ребенка возникнет целый букет из серьезных нарушений в психическом и личностном развитии.
А вовремя выявленные и разрешенные трудности могут стать фундаментом для полноценного развития личности. О том, какие стрессы выпадают на долю детей в школе, а также о том, как отличить каприз от проблемы рассказывает детский психолог-консультант Евгения Короткова…
Дошкольный возраст – возраст игры, школьный - время систематического обучения. В отличие от дошкольника жизнь школьника организованна с большей точностью и определенностью. Ребенок школьного возраста уже находится в определенных общественных отношениях. И самое главное заключается в том, что у него появляется новая социальная роль – теперь он не только сын или дочь - он ученик. Это влечет за собой новые типы отношений и новые социальные роли. С первых дней в школе от детей ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения в классе. Ребенок должен выстраивать отношения не только внутри семьи, но и с учителями, и с одноклассникам. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении верного баланса между сотрудничеством и соперничеством. Подобным же образом отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием. Обычно на одном из этих «фронтов», а то и на всех трех сразу, у ребенка возникают сложности.
*****
Развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе таких видов деятельности как игра, учение, труд и общение. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и многообразие в значительной степени и определяют направленность развивающейся личности. Эмоциональная жизнь младшего школьника формируется во взаимоотношениях с родителями, учителем, а также в процессе учения и классе – отношения с одноклассниками и положением в коллективе. Младших школьников отличает весьма высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость, открытость и незащищенность.
Личность учителя занимает огромное место в сознании ребенка. Его оценки, отношение к ребенку, высказывания, пожелания и требования, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение, особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний – радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается и т.д. Исследования показали, что уже у младших школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному - положительное, отрицательное и конфликтное. При положительном отношении ребенок принимает личность учителя, проявляет доброжелательность, открытость в общении с ним, что создает благоприятный эмоциональный фон учения и вызывает желание заниматься. В результате формируется познавательный мотив, в то время как отрицательное отношение препятствует этому – ребенок не принимает личность учителя и как факт ведет себя грубо, агрессивно или замкнуто.
В младших классах отрицательное отношение к учителю встречается достаточно редко, в то время как конфликтное достаточно часто. В данном случае речь идет о стойком неприятии личности учителя, которое приводит к тому, что формирование познавательной мотивации может задерживаться, так как потребность в доверительном общении с учителем будет сочетаться у него с недоверием к нему самому, и, следовательно, к той деятельности, которой он занимается. В некоторых случаях это может сочетаться со страхом перед учителем. Такие дети часто замкнуты, ранимы или наоборот равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны или надменны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, порой стремление приспособиться, подчас смирение. Обычно дети не осознают причин собственных переживаний и огорчений, к сожалению, не всегда понимают ее и взрослые.
В процессе школьного обучения дети, возможно, впервые в жизни отделяются от своих родителей. Они должны приступить к установлению доверительных отношений с незнакомым взрослым. Например, случай из практики: мальчик по имени Стас. Возраст 8 лет уравновешенный, трудолюбивый, нацеленный на учебу, особенно тогда, когда материал дается ему с трудом. Этот ребенок «попал в оборот» к двум отъявленным хулиганам класса, которые сваливали все свои проделки на мальчика, а учитель не желавший разбираться в произошедшем, так и оставлял вину за содеянное на Стасе, причем, когда ребенок защищался и объяснял, как все было, его обвиняли в ябедничестве и желании оправдаться. Со временем переживания мальчика стали настолько сильными, что он не мог заходить в класс, не перекрестившись. Обращаясь к психологу, мама Стаса не верила в то, что ее сын самый главный хулиган и драчун во всей школе, каким его выставляют. После того как ребенок получил «двойку» в четверти за поведение (при полном нежелании учителя идти на контакт с мамой мальчика), психолог и мама убедились в необходимости перевода в ребенка в другую школу, не дожидаясь конца учебного года. Ребенку понравилось в новом классе, особенно Стаса удивило то, что за все время мальчика никто не обзывал и не бил. Со временем он включился в общественную жизнь и охотно стал участвовать в мероприятиях класса.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/55595/takie-nedetskie-detskie-shkolnye-bedy.html