Понедельник, 22 Августа 2011 года, 18:05Просмотров: 1318 шт.
Образование → Психологическая готовность ребенка к школе (Часть 2)
Чем раньше родители поймут, что однажды малышу придется стать членом коллектива, новой социальной среды, и во многом от них будет зависеть, станет ли малыш успешным и полноправным ее участником, тем лучше. Ведь нужные навыки не закладываются в один день. Выполнять правила и жить « по режиму» под присмотром мамы можно и за неделю, но делать это самостоятельно, по своему почину – на это нужно время и время.
Означает ли вышесказанное некую идею в духе «чем лучше вымуштруешь, тем лечге будет в школе» и вполне обоснованное сопротивление родителей «хочу, чтобы мой ребенок был не солдатом, а свободной личностью»?
Полагаем, присвоение необходимых навыков общения с социумом как своих и свободное, осознанное исполнение, и есть среда роста свободных личностей. Кроме того, быть успешным в собственно учебном процессе гораздо легче, если процесс социальной адаптации проходит успешно. Все мы помним, как тяжело дается учеба, когда что-то не ладится со школьными друзьями или даже недругами , учителями и т.д. Кстати говоря, корни всех «не хочу в школу!», «надоело, скучно там!», «учитель – плохой!» находятся именно в этой области – или несформированности социальной позиции школьника или проблемам с школьной средой. И корни многих чисто учебных проблем – там же.
*****
Давайте вернемся к тому, как еще мы можем помочь малышу внутренне подготовиться к школе. Помните, мы говорили про формирование позитивного образа школы? Школа должна представляться малышу неким очень интересным и привлекательным местом. Где получают новые знания, находят новых друзей ( порой – на всю жизнь), узнают невероятно количество всего интересно и столько же интересного учатся делать. Ваши рассказы о своем школьном прошлом ( разумеется, только хорошие), «правильные» книги и фильмы о школе ( отличный вариант – старые советские фильмы), совместный тщательный выбор школьной атрибутики и, самое главное, демонстрация вашего уважительного отношения к новой школьной роли ребенка – все это помогает малышу «настроиться на нужный лад». Ни в коем случае нельзя пугать школой, возможными неуспехами или неудачами в ней « Как пойдешь в школу, если ( читать не умеешь.. дружить не можешь.. встаешь с кровати по полчаса..), тебя там засмеют ( двойки будут ставить, наказывать, выгонят)».
В идеале ваш малыш к началу школы, в том числе с вашей помощью, должен обладать определенными мотивами, побуждающими успешно учиться. Мотивационная готовность - еще одна важная составляющая психологической готовности ребенка к школе. Мотивы могут быть познавательными ( когда ребенок, как мы уже говорили, хочет и нуждается в интеллектуальности деятельности), социальными ( когда малыш хочет занять свое место в той среде, в которой находится, хочет общаться и получать оценку и одобрение), мотивами достижения ( когда человек стремится к результату: или к достижению успеха или к избеганию неудачи).
И еще одна важнейшая составляющая психологической готовности к школе – произвольное поведение ученика. То есть такое поведение, когда ребенок сознательно формирует намерения и достигает целей. Без произвольного поведения процесс обучения будет крайне затруднен. Ведь ребенок должен уметь долго трудиться, выполнять школьные задания согласно правилам, делать то, что требует учитель, позже – самостоятельно контролировать свой процесс обучения.
Во многом формирования такого поведения – вопрос физиологии, лобные отделы мозга, отвечающие за тот процесс, формируются только к 7 годам. Однако взрослый, находящийся рядом с ребенком, в состоянии помочь малышу формировать волевое поведение. Волевое поведение – это формирование цели и процесс ее достижение. Дети 6-7 лет не всегда осознают свои цели, процесс их достижения зависит от трудности задания и мотивов. Поэтому задача взрослого:
- ставить перед ребенком цели, в достижении которых он заинтересован ( «надо» должно быть ребенку, а не вам или учителю),
- обязательно помогать в процессе достижения, если ребенок просит,
- учить справляться с трудностями, не бросать дело при их появлении,
- стремиться к достижению результата.
-контролировать и проверять себя.
Итак, как мы видим, готовность ребенка к школе – это, прежде всего, готовность психологическая и психофизиологическая. Из этого не следует, что интеллектуальная подготовка – дело совсем ненужное. Нужное, безусловно, особенно с учетом тестирования при приме в школу. Однако при подготовке к школе ребенка ваше внимание как минимум должно быть распределено между тем, как подготовить малыша интеллектуально и психологически, социально. Кстати говоря, правильно подобранные и составленные общеобразовательные занятия вполне способствуют этой социально-психологической подготовке. Удачи!
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/82104/psihologicheskaja-gotovnost-rebenka-k-shkole.html