Понедельник, 22 Августа 2011 года, 18:05Просмотров: 1388 шт.
Образование → Психологическая готовность ребенка к школе (Часть 1)
По мере приближения в жизни ребенка школьных лет, родители задаются вопросом – как готовить ребенка к школе и готово ли к ней мое чадо?
Критерии подготовки, как правило, разнятся – кто-то считает, что важно отдать не раньше семи лет, кто-то полагает, что важнее навыки чтения и счета, кто-то ориентируется на физические показатели, здоровье и т.д.
Безусловно, каждый критерий важен, но один, сам по себе, может не означать готовности вашего малыша стать учеником.
Например, отлично читающий и пишущий для своего возраста шестилетка, которому «уже скучно в саду» может быть не готов к школе, если ему пока еще сложно вести себя произвольно – то есть собственной волей регулировать свое поведение.
Кстати говоря, именно к 7 годам возрасту, выбранному в качестве начального школьного, созревают отделы головного мозга, ответственные за волевую регуляцию поведения и другие важные процессы, обеспечивающие психологическую готовность к школе и успешность учебы.
С другой стороны, существует масса примеров детишек шести лет, прекрасно собой владеющих и семилеток, пока еще неуспешных в школе просто потому, что.. им еще не захотелось учиться.
А что значит не захотелось? Надо – значит надо – скажете вы.
*****
На самом деле – нет. Проснувшееся ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ – один из важнейших показателей настоящей психологической готовности ребенка к школе. Более того – придти к этой потребности учиться, заменив ее потребность играть – норма для любого малыша , описанная психологическая закономерность и знак, что – вот, пора в школу.
Итак, давайте запомним, что один из самых важных для взрослых и самый важный для детишек признак психологической готовности к школе – это смена ведущей деятельности ребенка с игровой на обучение. Обычно это происходит как раз к семи годам. А что такое ведущая деятельность? Это не просто детская прихоть или «элемент роста». Это деятельность, в которой ребенок растет и развивается, и для каждого возраста она своя, для младенцев это – эмоциональное общение с близкими, для дошкольников – игра, для школьников - обучение. Эта деятельность жизненно необходима малышу, чтобы расти, именно в ней он проходит все необходимые этапы роста и получает все необходимые навыки и умения.
Приблизительно (в среднем) к 7 годам малыш «вырастает» из игры как ведущей деятельности. Она перестает удовлетворять все его интеллектуальные, эмоциональные потребности. Он начинает чувствовать некий «интеллектуальный голод», жажду узнавать новое, увеличивать и систематизировать свои знания о мире и находить свое место в этом мире. Вот и произошла смена ведущей деятельности. И где, как не в школе, можно начинать удовлетворять новую жажду?
Школа - не просто источник новых знаний, школа – это социальная среда со своими жесткими правилами и расписаниями. И для успеха в школе недостаточно только интеллектуального компонента, о котором мы говорим. Важен и социальный компонент. Ваш школьник должен включиться в новую среду и стать ее полноправным членом. Для этого он должен знать «правила игры», уметь встраиваться в коллектив и взаимодействовать с его членами. Иными словами, к началу обучения школе у ребенка должна быть выработана социальная позиция школьника – важный показатель психологической готовности к школе.
Малыш должен уметь и знать:
- как ведут себя ученики ( как раз то самое произвольное поведение, о котором мы говорили: слушать учителя и выполнять его требования, подчиняться школьному расписанию, не вставать без разрешения на уроке и просто быть в состоянии высидеть урок за партой, выполнять все классные и домашние задания и т.д.)
- как общаться с учителем и как воспринимать его и его поведение (ребенок должен правильно оценивать профессиональную роль учителя. Например, даже самый любимый первый учитель – это не всепрощающий и постоянно уделяющий внимание близкий человек, а учитель, задача которого – учить целый класс. Или: учитель оценивает не прошлые достижения, а вот это конкретно выполненное задание и обижаться за плохую оценку в этот раз – не правильно)
- как общаться с одноклассниками и другими школьниками (сюда можно включить умение дружить, совместно выполнять коллективную работу, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и т.д.)
- воспринимать себя как школьника (в идеале, ребенок должен чувствовать ответственность за собственный процесс обучения, гордиться своей ролью ученика, стремиться достичь успеха в школе).
Сформированность социальной позиции школьника (и, соответственно, уровень готовности к школе) зависит и от возраста (ну невозможно от ребенка пяти с половиной лет требовать неподвижного нахождения за партой в течение 45 минут), и от среды. То, как значимые взрослые относятся к новой, школьной роли своего малыша, во многом может определить, будет ли к началу школы сформирована его социальная позиция или нет. Самый замечательный вывод из данной идеи состоит в том, что родители могут помочь ребенка сформировать эту позицию. Как? Начиная готовить ребенка к школе задолго до того, как он туда запишется. И подготовка будет заключаться не только (и не столько) в обучении счету и чтению, а, во –первых, в воспитании тех навыков и умений, которые помогут малышу «безболезненно» и успешно включиться в школьную среду, во-вторых – в формировании в его сознании позитивного образа школы и школьника.
Какие же навыки помогут человечку стать школьником? Просмотрите, пожалуйста, еще раз составляющие социальной позиции школьника и попробуйте ответить на этот вопрос сами для себя. Умение соблюдать режим и выполнять правила – это гарант легкости вхождения в школьный режим. Умение ставить перед собой задачи, выполнять их – это залог успеха всего процесса обучения (и об этом важном умении ниже мы поговорим подробнее). Умение общаться, делиться, договариваться, отстаивать свое достоинство, не задираться и т.д. – это гарантия того, что отношения с одноклассниками сложатся. А воспитывать все эти навыки в игровой, ненавязчивой форме можно задолго до наступления семи лет.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/82104/psihologicheskaja-gotovnost-rebenka-k-shkole.html