Воскресенье, 21 Августа 2011 года, 12:07Просмотров: 1834 шт.
Образование → Подготовка к школе - развитие волевых и коммуникативных навыков (Часть 2)
Если ваш будущий первоклашка пока центрирован на внешних мотивах (ранец – форма и т.д.), не стоит пугаться, это нормальная ситуация для будущих учеников. Однако, в любом случае, важно, чтобы у ребенка формировались правильные представления о школе и о том, что происходит за ее дверьми.
Что могут делать близкие ребенка для этого:
-беседовать о школе и школьной жизни, об уроках, правилах, учебниках, домашних заданиях и т.д.
-можно посмотреть вместе хорошие фильмы или мультики на школьную тему, рассказать о своем школьном опыте
-можно играть в школу, уроки и т.д. Подобные игры полезны не только тем, что ребенок в игровой форме приучается к школьным реалиям, но и тем, что наблюдая за тем, как ведет себя ребенок в роли ученика и учителя, можно ясно увидеть его представления о школе.
-подчеркивать свое уважительное отношение к новой будущей роли ребенка, к его учебной деятельности как серьезному и очень важному занятию. Беседовать о том, как почетно и важно быть учеником, о том, для чего нужно учиться, о том, как интересно узнавать что-то новое и т.д.
*****
- тон всех бесед должен быть позитивным, но реалистичным, без излишнего «приукрашивания», иначе столкновение с возможными трудностями «подкосит» энтузиазм ребенка на корню.
Чего не стоит делать:
-пугать школой, возможными последствиями плохой учебы, плохим отношением к ребенку одноклассников и учителей.( «Придешь в класс такой неуч, все ребята будут над тобой смеяться»)
-ставить ваше отношение к малышу в зависимость от его школьных успехов («Будешь плохо учиться – вот не буду тебя любить»)
Социальная позиция школьника.
Как мы уже упоминали, социальная позиция школьника – это отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Для того, чтобы помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, приучиться исполнять требования учителя и т.д., также существуют игры.
Игры на развитие коммуникабельности, внимания к другому:
«Пишем на ладошке». Играют пары. Один в паре закрывает глаза, второй пальчиком на ладошке пишет цифру или букву. Задача первого – отгадать написанное. Потом ролями меняются.
«Близняшки». Играют также парами ( парой). Двое встают вместе, боком друг к другу, одна рука обхватывает пояс другого. Ноги, стоящие рядом, связываются веревочкой. Задача – перемещаться по комнате, садиться, вставать, приседать, не падая. Если пар несколько, можно устроить соревнование – кто дольше не упадет. Такими же парами можно играть в футбол или баскетбол.
«Проводник». Парная игра. Один закрывает глаза и начинает передвигаться по комнате. Задача второго – только словами, не касаясь первого, направить его так, чтобы первый не споткнулся, ушибся, наткнулся и т.д. Помимо коммуникабельности, игра развивает внимательность и способность ориентироваться в пространстве.
«Рисуем вместе» - парная игра. Задачи пары – нарисовать рисунок совместными усилиями. Как? На стену вешается лист бумаги. «Художник» закрывает глаза повязкой, а «ведущий» диктует «художнику», где и что рисовать. «Нарисуй круг. Справа от него – прямую линию вправо. Левее, выше..и т.д.» Если пар – две и больше, устраивается конкурс.
«Ассоциации», «Пантомима» и другие аналогичные игры также хороши для развития навыков коллективного общения.
Игры на внимательность и произвольное поведение:
«Море волнуется раз» - отличная игра на умение владеть собой, эмоциями и своим телом.
«Можно и нельзя» - в доме объявляется время ( час, 10 минут, день) – когда можно будет делать ЧТО-ТО. Что - выбираете вы с ребенком, учитывая его пожелания. Это может быть разрешение делать все, за исключением опасных для жизни вещей. Или разрешение делать что-то, особо желанное для ребенка, но ограничиваемое обычно вами- громок кричать, прыгать, смотреть мультики и т.д. Но существует также и время «нельзя». Например, в течение часа можно вести себя очень тихо. Или делать что-то определенное, одобренное вами. Цель игры - приучить ребенка контролировать вои импульсы и выделять определенное время для разного типа деятельности.
Строго говоря, практически любые коллективные игры учат ребенка взаимодействию с другими, поэтому даже такие, казалось бы, далекие от учебы, как «дочки-матери», «детский сад», «казаки- разбойники» приносят ощутимую пользу: ребенок учится действовать по правилам, осваивает новые роли и типы взаимоотношений.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/82339/podgotovka-k-shkole--razvitie-volevyh-i-kommunikativnyh-navykov.html