Воскресенье, 21 Августа 2011 года, 12:07Просмотров: 2001 шт.
Образование → Подготовка к школе - развитие волевых и коммуникативных навыков (Часть 1)
Подготовка к школе: тренируем волю, учимся общаться.
Каждый родитель хочет и надеется на то, что его ребенок будет учиться в школе успешно, и обучение будет доставлять ему и семье в основном положительные эмоции. Понимая, что успешное обучение во многом зависит и от подготовки к нему, многие родители прикладывают немало усилий, готовя малыша к школе.
Однако что значит – подготовить ребенка к школе?
Научить его писать и считать – хорошо, но мало.
Потому что психологическая готовность к школе включает в себя не только уровень общего развития малыша, но и:
- так называемую сформированную социальную позицию школьника (отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Сформированность этой позиции зависит от того, умеет ли малыш общаться и учиться, встраиваться в коллектив, выполнять совместную работу. Может ли он слушаться учителя, слышать его требования, выполнять задания по данному образцу,)
началу учебной деятельности.
-произвольное поведение (когда ребенок может сознательно управлять своим поведением, ставить цели и достигать их. Преодолевать трудности, не останавливаться на полпути)
-мотивационная готовность к учебе (когда ребенок стремится к интеллектуальной деятельности, к тому, чтобы занять свое место в окружающем мире и получать одобрение и оценку, к тому, чтобы достигать успеха или избегать неудач)
Как видите, подготовить к школе ребенка - деятельность весьма разнообразная. Как же близкие будущего школьнику могут помочь ему освоиться в новой социальной среде и стать успешным учеником?
*****
Произвольное поведение.
Прежде всего – не стоит требовать от малыша невозможно. Момент, когда малыш научится подчинять свое поведение заданной цели, определяется во многом физиологией. Лобные отделы мозга, отвечающие за этот процесс, формируются только к 7 годам.
Однако мы можем помогать ребенку осознавать свои цели, ставить перед собой новые, добиваться их, не «ломаться» при возможных трудностях, проверять результаты.
Цели могут быть простыми - подтягиваться каждый день на раз больше, чем вчера, раскрасить сложную многодетальную картину, отказаться от вкусных, но вредных для здоровья продуктов, каждый день читать по рассказу, выполнять свои домашние обязанности и т.д. Вероятнее ребенок достигнет цели, если он будет лично заинтересован в ее достижении, а выполнение будет ему по силам. Превращать «выработку воли» в дрессировку нельзя, ведь ваша задача – научить малыша осознанному поведению – цель – план по достижению – достижение – результат. Выход – играть. Уборка может стать поиском клада, вместо рисования скучных узоров для развития моторики можно перерисовывать старинные пиратские карты, а не заплакать, ударившись, проще, если все вокруг считают тебя доблестным рыцарем.
Задача взрослого – помочь выбрать интересную ребенку цель, подбадривать, не давать «отлынивать», выполнять все задание от начала до конца, радоваться достижениям и ориентировать на постоянное совершенствование результатов («Завтра ты сможешь сделать еще лучше, если захочешь»). Стоит ли упоминать, что нельзя критиковать ребенка и оценивать его как личность в зависимости от того, достиг он в этот раз или не достиг.
Вообще, прежде, чем требовать от детей чего-либо, в том числе и волевых усилий, стоит проанализировать – требуете ли вы того же от себя и выполняете ли все намеченное с блеском? Удивительно, но порой родители гораздо снисходительнее к себе, чем к детям.
Еще один способ обучения владению собой – приучение к определенному режиму и его соблюдению, а также тренировка усидчивости и концентрации на выполняемом в данном момент деле. В последнем также помогут игры – на внимательность. Например, «да и нет не говорите, черный -белый не берите» или «пол -потолок – пол». Еще один вариант- за лимитированный отрезок времени ребенок должен найти в месте, где он находится, скажем, 7 красных предметов или 4 слова с буквой «П»
Мотивационная готовность к учебе.
Мотив, стремление учиться бывают разными. Также бывают разными и причины нежелания идти в школу. Самый простой способ выяснить представления ребенка о школе и эмоции, связанные с его будущим ученичеством – ненавязчиво побеседовать с ним, задав вопросы: Хочешь ли ты идти в школу?. Что в школе интересного? Чем она тебе нравится ( или не нравится) Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу? Ответы могут быть разными, от удовольсвтия носить форму, играть на переменках, быть как старший брат – школьник до желания узнавать новое, решать примеры, учиться писать письменно, получать оценки и т.д.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/82339/podgotovka-k-shkole--razvitie-volevyh-i-kommunikativnyh-navykov.html