Суббота, 20 Августа 2011 года, 9:56Просмотров: 1523 шт.
Образование → Называли тебя дошколенком… (Часть 1)
Вот и настал долгожданный день. Ваш малыш стал первоклассником. Белые банты-«пропеллеры», первый в жизни строгий костюм с галстуком, охапки роскошных букетов, за которыми порой не видно самого героя торжества. Из школьных динамиков льется песенка: «Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое - быть школьником.
Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал подготовительные курсы и психологически готов к учебе. Вам потребуется колоссальное терпение и такт, чтобы в один прекрасный день чадо не заявило: «Все! Больше в школу не пойду!».
Как показывает опыт, труден самый первый месяц, максимум, четверть. Дальше все пойдет по накатанной колее. С какими же проблемами сталкиваются в это время родители?
*****
Режим. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя рано вставать. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате не выспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий, с трудом высиживает уроки, переутомляется. Вообще-то, лучше начать приучать будущего первоклассника к новому режиму еще до школы, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Но если вы этого не сделали, проявите твердость и добейтесь, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, к этому времени должно быть закончено и приготовление уроков. Если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса.
Отношения с учительницей. Очень многое в жизни первоклашки зависит от того, как сложатся отношения с учительницей, причем не только его, но и ваши.
Первые недели школьной жизни – самое время познакомиться с педагогом, завязать неформальные, доверительные отношения.
Обязательно расскажите учительнице об особенностях характера и темперамента вашего ребенка, предупредите ее, если малыш – левша или заика, если он чересчур медлителен или, наоборот, гиперактивен. Невзначай спросите совета, как скорректировать эти дефекты. Учительнице будет приятно узнать, что вы интересуетесь ее мнением, уважаете ее точку зрения. Кроме того, вы сможете по ходу действия, не задавая прямого вопроса, уточнить, как она относится к левшам, копушам или шебутным мальчишкам.
Если учительница в конце дня лишь ужасается вашим чадом, попытайтесь расспросить, что же было сегодня хорошего. Даже если успехи малыша лежат отнюдь не в академической сфере, будет очень хорошо, если учительница вспомнит, что именно он сегодня по собственной инициативе вытер с доски, поделился с товарищем яблоком, быстрее всех собрал портфель. Это поможет учительнице взглянуть на малыша другими глазами, переведет разговор в иную плоскость.
Если учительница говорит лишь общие фразы: «не старается», «сплошная грязь в тетрадках» и т.д., попытайтесь выяснить, почему, по ее мнению, у малыша возникли проблемы. Если ситуация тупиковая, предложите вместе побеседовать со школьным психологом или логопедом.
Но если ваше чадо купается в круглых пятерках, тоже не стоит расслабляться. Обязательно спрашивайте у учительницы, все ли в порядке, нет ли у ребенка каких-то проблем с поведением, не слишком ли он фиксируется на результатах, интересно ли ему учиться. Не позволяйте учительнице ставить вашего малыша в пример одноклассникам. Даже если вы уверены, что ваше чадо – образец скромности и не задерет нос от обилия похвал, другие дети будут относиться к нему с недоверием, считая учительским «любимчиком».
О защите и доверии
Как бы ни были ужасны «пригрешения» малыша, никогда не распекайте его в присутствии учительницы и не позволяйте ей делать это при вас. Подумайте сами, что чувствует маленький человечек, оказавшись в одиночестве перед двумя крайне раздраженными взрослыми. И как больно ему будет узнать, что вы переметнулись «в стан врага» и ругаете его вместе с учительницей, вместо того чтобы помочь ему выпутаться из трудностей, защитить его в этом незнакомом и неуютном месте.
Позже, наедине, вы обязательно скажете своему первоклашке, что у вас был сегодня неприятный разговор с учительницей и вы хотели бы разобраться в том, что произошло, и помочь малышу решить его проблемы. Обязательно выслушайте версию ребенка. Даже если она очень сильно отличается от того, что говорила вам учительница, не спешите обвинять человечка во лжи. Скорее всего, он просто по-иному видит ситуацию, и очень важно понять, как именно. Малыш должен с самого начала понять и почувствовать, что в школе вы – его союзник и защитник. Тогда в любой, даже самой нелицеприятной ситуации он сможет смело рассказать вам о происшедшем, и вы поможете найти выход из положения.
Никогда не позволяйте себе критиковать учительницу в присутствии ребенка. Во-первых, для любого первоклашки его учительница – это истина в последней инстанции. Даже если Марь Иванна сообщит, что Земля стоит на трех китах, вам сейчас вряд ли удастся его переубедить. Более того, ребенок будет успешно учиться лишь в том случае, если он будет полностью доверять учителю. Во-вторых, малыш может просто повторить ваши слова одноклассникам или самой учительнице и возникнет очень неловкая ситуация. В крайнем случае, можно сказать ребенку что-то вроде «мы, конечно, привыкли поступать по-другому, но у Людмилы Петровны, наверное, есть свои причины делать или говорить так».
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/53425/nazyvali-tebja-doshkolenkom.html