Суббота, 20 Августа 2011 года, 9:39Просмотров: 2014 шт.
Образование → Диагностика готовности к школе (Часть 2)
Диагностика психологической готовности к школе обычно включает в себя ряд тестов и методик, возможно – ролевые игры и устную беседу с малышом.
Приведем примеры различных методик:
Одним из наиболее известных примеров являются методики Д.Б.Эльконина - А.Л.Венгера: графический диктант и “образец и правило”.
При выполнении графического диктанта ребенок на листке в клеточку, следуя от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, согласно командам психолога - в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии. Затем получившийся узор дети дорисовывают до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
При выполнении методики “Образец и правило” детям нужно нарисовать по точкам такой же рисунок, как данная геометрическая фигура, следуя определенным правилам ( например, нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником. В этом задании ребенку нужно одновременно следовать образцу и правилу, методика выявляет умение малыша ориентироваться в сложной системе требований.
*****
Уровень развития логического мышления ребенка может быть изучен с помощью предметной классификации. Ребенку дается набор карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами и предлагается составить разные группы на основе различных признаков.
Еще одна методика – «Последовательность событий” - серия сюжетных картинок с этапами знакомого детям действия. Ребенок должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Здесь Таким образом диагностируется, понимает ли ребенок смысл изображенного, может ли устанавливать причинно-следственные связи, насколько развита его речь.
Для определения памяти, а конкретно механического запоминания ребенку предлагается набор не связанных между собой слов. Прослушав ряд, ребенок повторяет запомнившиеся ему слова.
Еще один знаменитая диагностическая методика – тест Керна – Иерасека, содержащий задания на рисование фигуры человека, графическое копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении. Выполненные ребенком задания оцениваются по пятибалльной системе в зависимости от того, насколько точно, подробно выполнено задание. Тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, уровень развития мелкой моторики.
В одной из методик (по Т.Д. Марцинковской) на мотивационную готовность ребенка к школе, выявляющая его внутреннюю позицию, ребенку предлагается набор определенных вопросов, который взрослый читает вслух. Ребенок должен выбрать один из вариантов поведения. Примеры вопросов: Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты бы хотел учиться? Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты бы хотел учиться? Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться? Если бы соседский мальчик спросил тебя: "Что тебе больше всего нравится в школе?", то что бы ты ответил ему? Исходя из выбранных ответов оценивается уровень готовности и желание ребенка идти в школу.
Примеры тестов, приведенные выше и другие методики, которые можно легко найти в широком доступе, однако – не повод заниматься самостоятельной диагностикой ребенка и, более того, на основе полученных результатов делать выводы. Провести не один, а нужное количество тестов правильно, грамотно интерпретировать результаты, сопоставить их с результатами других тестов и на основе этого дать заключение и рекомендации под силу только специалисту. Поэтому при желании диагностировать готовность вашего ребенка к школе, обращаться к психологу в детском саду, выбранной вами школе (дополнительный плюс – школьный психолог знает конкретные требования и условия данной школы) или психологического центра.
Пожалуй, если говорить об использовании материалов на проверку готовности школы, лучшее, что могут сделать родители – изучив их, понять, какие навыки и умения должен развивать ваш дошкольник, какими чертами характера должен он обладать к началу школы. И - конкретно, адресно помочь ему в этом процессе становления: научить ставить цели и выполнять их, подчиняться правилам и общаться в коллективе, развивать мелкую моторику и речь, стимулировать познавательный интерес и т.д.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/82105/diagnostika-gotovnosti-k-shkole.html