Пятница, 19 Августа 2011 года, 11:51Просмотров: 1572 шт.
Образование → Готовность ребенка к школе: учимся учиться
Ребенок, готовый к школе – кто это? Каков должен быть общий уровень его развития? Нужно или, наоборот, не нужно уметь читать и писать при поступлении в школу (сторонников обоих взглядов - множество). Какие именно навыки и знания обеспечат вашему ребенку успешное обучение в школе?
Мы уже касались вопроса психологической готовности ребенка к школе, включающей в себя готовность более широко плана, чем собственно интеллектуальную.
*****
Давайте в этот раз поговорим о последней и о том, как подготовить ребенка к школе с точки зрения знаний? На чем сделать упор, акцент, а что оставить на долю учителя или «на потом»?
Самое важное для родителя понять – важен не усвоенный к школе объем знаний, а то, как ребенок узнает и умеет ли он этой информацией пользоваться. Любопытен ли ваш ребенок по отношению к миру, развит ли его познавательный и экспериментаторский интерес?
Умеет ли он обобщать и систематизировать информацию? Работать по инструкции?
Умение учиться – минимум половина будущих школьных успехов.
Уметь учиться – это значить уметь действовать согласно правилу, внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, высказанные устно и по видимому образцу, уметь находить информацию и пользоваться ею, уметь принимать решения на основе имеющейся у себя информации, не прибегая к подсказкам взрослого.
( Кстати говоря, при проведении диагностики будущих школьников на предмет той самой готовности к школе психологи в основном диагностируют именно эти навыки ребенка, а не знание букв и цифр сами по себе).
веселый счет
Поэтому, готовя ребенка к школе, нужно действовать в двух направлениях:
- тренировать умение учиться, то есть – способность к концентрации, сосредоточению, внимательности, выполнению задания от начала и до конца и т.д.
- собственно интеллектуально развивать ребенка: его сенсорное восприятие, память, логическое мышление, речь и т.д.
О последнем давайте поговорим подробно.
Мелкая моторика. Ученик – человек пишущий, рисующий, лепящий. Это раз. Развитие мелкой моторики стимулирует и развитие мозга. Это два. Соответственно, развитию мелкой моторики нужно уделить особое внимание.
Рисование, раскрашивание, лепка, мозаика, паззлы, конструктор, сложные шнуровки – ваши незаменимые помощники в этом процессе. Можно играть в сортировку, раскладывая по определенным признакам в разные емкости мелкие детали (пуговички, крупу, камешки)
Хорошо готовит руку – к письму, а ум – к действию по инструкции рисование, копирование по образцу – на слух или по образпервое чтениецу перед глазами. Можно купить специальные тетради с узорами, можно поиграть в «Графический диктант»: ребенок берет лист в клеточку и от поставленных точек вычерчивает орнамент согласно вашим указаниям - в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии. Затем получившийся узор нужно дорисовать до конца страницы. Некоторые дети любят писать буквы – им вполне подойдут учебные прописи.
Речь, воображение. Будущему школьнику важно уметь правильно, грамотно излагать свои мысли и иметь достаточный для этого словарный запас, строить связные предложения и составлять краткие рассказы из них.
Первый совет – больше читайте. Если ваш дошкольник уже любит читать – прекрасно, впрочем, даже и в этом случае совместное чтение не перестает быть актуальным. А уж если ребенок еще не испытывает особенного интереса к тому, чтобы читать самому, ваше чтение для него – самый лучший способ приохотить к книгам.
Второй совет – больше разговаривайте. Отвечайте на все его вопросы, обсуждайте любые темы, интересуйтесь мнением ребенка и побуждайте его высказывать свое мнение развернуто, аргументировано. «А почему, ты думаешь, нужны светофоры? Почему, по твоему мнению, герой этой сказки так поступил? Что тебе понравилось в этом фильме?»
Развивайте фантазию ребенка – придумывайте поочередно сказку или придумывайте историю. Например, можно выбрать любой находящийся в поле зрения предмет и придумать его историю – откуда он появился, приехал, что делает, для чего служит, что чувствует при этом. Если ребенку трудно пока придумать связную историю целиком, трансформируйте игру в интервью – вы задаете вопросы, он, от имени предмета, отвечает.
Еще можно поиграть в игру: « а что бы произошло, если…?» (солнце светило ночью, огурцы стали бы сладкими, взрослые должны были слушаться детей) или «Подбери определение» - по очереди выбираете предмет и придумываете к нему по 5 определений.
Вся «прелесть» подобных игр в том, что они одновременно развивают не только речь, но и фантазию, порой – логическое мышление, внимательность, умение находить причинно-следственные связи и т.д.
Познавательный интерес, общий кругозор.
Начиная со старшего дошкольного возраста ребенок стремится выстроить картину мира, систематизируя, упорядочивая, как мозаику, получаемые им знания об окружающем. И одна из лучших вещей, которые в этом процессе может дать ребенку взрослый человек – помогать ему строить общую картину мира с взаимосвязанными элементами, а не просто пичкать малыша отдельными теоретическими знаниями. Еще лучше – сопровождать этот процесс посильными совместными экспериментами. Эксперименты и опыты в принципе один из лучших способов разбудить в ребенке тягу к знаниям. Пытливый детский ум, увидев, «как», стремится узнать, «почему?»
Как же развивать кругозор и этот самый познавательный интерес вкупе экспериментаторским?
Ну например, рассказывая ребенку о весне , о том, как пробуждается к жизни вся природа, можно предложить проверить полученные знание на практике - вместе прорастить семена - овса, фасоли или вырастить на окне зеленый лук (наборы Юный садовод). А что нужно для этого? Найти информацию о правильном способе проращивания. Подумаем вместе, где? У мамы, в книге, в интернете. Узнал – дело за малым – все подготовить и приступить. В процессе проращивания можно вести дневник наблюдений – заодно и письмо или рисунок потренируем.
Продолжая процесс экспериментирования, можно обратиться к миру развивающих игр и игрушек - наборы для выращивания кристаллов, «Юный физик» и «Юный химик», микроскопы, телескопы, книги занимательных опытов, энциклопедии по интересующим ребенка предметам и т.д. могут зародить в ребенке нешуточный силы интерес к наукам. А, развив в ребенке ИНТЕРЕС к знанию и процессу его получения, можно быть спокойным - и жить, и учиться чаду будет очень занимательно и на порядок легче тех, кто относится к процессу учебы как обязаловке.
Логическое мышление, математика.
Как мы уже говорили, для будущего первоклашки важны способность обобщать, систематизировать информацию, классифицировать ее.
Поэтому и развивать будем эти и иные логические операции.
Что нам может пригодиться в этом процессе? Конструктор, мозаики, головоломки, логические таблиц, настольные логические и математические игры, блоки Деньеша, рабочие тетради с заданиями по математике, логике, раскраски по цифрам, лото, домино, трафареты.
С помощью подобного подручного материала малыш должен научиться:
-считать, соотносить цифры и реальное количество предметов
-различать и знать формы, их свойства
-быть знакомым с понятиями величин
-ориентироваться во времени и пространстве
-классифицировать, проводить анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи («сначала произошло это, потом – это», « это произошло потому, что..»)
( более подробно о примерах игр и занятий на развитие логического мышления можно прочесть, например, в статье «Математика для детей 5-6 лет)
И, дорогие родители, бабушки и дедушки, дяди и тети, не забывайте – ваше доброжелательное отношение, поддержка ребенка в его начинаниях, принятие его вне зависимости от школьных и иных успехов – еще один важнейший гарант успешности будущего ученика.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/82340/gotovnost-rebenka-k-shkole-uchimsja-uchitsja.html