Четверг, 18 Августа 2011 года, 14:16Просмотров: 1610 шт.
Образование → Готов ли ваш ребенок к школе? (Часть 2)
Кроме того, информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
*****
Кроме мотивационной готовности требуется наличие и интеллектуальной готовности Вашего ребенка к школьному обучению. И это не просто наличие определенного запаса знаний об окружающем мире (умение считать хотя бы в пределах десяти; знание букв, а то и навыки чтения; знание своего имени и фамилии, дня рождения, адреса, а также названия родного города, страны, имени и отчества родителей, их профессионального статуса). Это определенная зрелость структур головного мозга и развитость определенных качеств познавательной сферы (логическое мышление, логическое запоминание, речь, концентрация и распределение внимания, дифференцированное восприятие: умение выделить фигуру из фона, мелкая моторика руки и зрительно-моторная координация (взаимосвязь глаза и руки)). Для определения интеллектуальной готовности ребенка следует прибегать к помощи специалиста – психолога детского сада или школы. Существуют целые батареи тестовых методик, позволяющих выстроить объективную картину. Например, для диагностики логического мышления, в частности, мышления по аналогии, предлагаются задания такого типа: Я назову тебе три слова. Два из них являются парой, подходят друг к другу по смыслу. Тебе нужно будет придумать пару к третьему слову, чтобы получилось также, как в первой паре. Карась – рыба, а василек - ? (цветок) Больница – врач, а школа - ? (учитель) Птица – гнездо, а собака – ? (будка, конура). Черное – белое, а утро - ? (вечер).
Наконец, немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит и адекватность самооценки малыша (в норме для дошкольников характерна завышенная самооценка – например, он говорит: «Я не смог поднять грузовик, потому что он тяжелый», а не «Я слабый»; у младшего школьника она может быть чуть завышенной, но не слишком, и, конечно же, не заниженной - «я ничего не умею, я глупый, плохой, злой, жадный»), и отношения со сверстниками (есть желание общаться, готов подчиняться правилам детской группы, следовать установленным ролям в игре), с учителем (понимаю и принимаю формальный характер общения на уроке с четко установленными ролями – «учитель» - «ученик»). Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Чем выше мы поднимаемся по лестнице, тем лучше там находятся люди. Чем ниже мы спускаемся по ступенькам, тем хуже люди там находятся. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. Пусть поставит туда фишку и объяснит, почему (как уже говорилось выше – у младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – и выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия…). Далее ребенок пробует поставить себя на определенную ступеньку с позиции сверстника (куда бы тебя поставил/а друг/подруга-одноклассник), взрослого (родители, воспитатели, педагоги). Процедуру необходимо повторить несколько раз – 3-4, для объективности полученных результатов (каждый раз меняем критерии, в зависимости от того, что именно Вас интересует: умный - глупый, добрый - злой, здоровый – больной и т.д.)
Также отдельное место в структуре психологической готовности к школе отводится произвольности. Это умение действовать в ритме всего класса (когда обращаются не лично ко мне, а к классу в целом: «Напишите, посчитайте»), подчиняться правилам и требованиям учебной деятельности (хорошая диагностика: предложите ребенку нарисовать четыре кружка. Затем раскрасить три желтым цветом, один – синим. Если ребенок разукрашивает всеми цветами, комментируя, что «так красивее» - уровень произвольности пока не высок…), умение выполнять зрительно представленное задание самостоятельно (начните рисовать орнамент, а затем попросите ребенка продолжить, глядя на образец).
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/56762/gotov-li-vash-rebenok-k-shkole.html