Четверг, 18 Августа 2011 года, 14:16Просмотров: 1504 шт.
Образование → Готов ли ваш ребенок к школе? (Часть 1)
Еще не появилась та листва на деревьях, которая прекрасным сентябрьским днем выстелет дорогу перед Вами и Вашим ребенком в Школу, а внимательные и думающие родители уже озадачены вопросом: ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ?
Почему же этот вопрос возникает именно сейчас? Потому, что истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»), на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»), наконец, на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, поймет, что это – его обязанность…»). А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и расти трудности, иногда приобретая хронический характер. Вот здесь-то и выясняется, что необходимые для школьного обучения особенности познавательной, личностной и социальной сферы ребенка не были вовремя сформированы. А время ушло… Но к нам с Вами, это конечно же не относится, ведь мы имеем в запасе почти полгода на продуктивную, осмысленную подготовку повзрослевшего малыша к долгой, трудной, но, несомненно, интересной и познавательной дороге по имени «Школа».
*****
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Что же поможет Вашему ребенку «всему этому научиться»? Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличие у детей желания учиться. Вы можете возразить: «Наши дети хотят идти в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть». Но желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что: все его сверстники туда пойдут; потому, что слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно; потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки – детей привлекает все новое!!! Ребенок может стремиться в школу, т.к. хочет узнавать что-то новое; иметь определенные права (на тот же ранец или тетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать – тогда мы говорим о наличии ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА.
Существуют специальные методики по определению мотивов учения. Можно поговорить с ребенком о школе: что тебе нравится/не нравится в школе больше всего? Что для тебя там самое интересное, любимое?
Предложите ситуации. Представь себе, что мама сказала: «Ты ведь у меня еще совсем маленький. Трудно тебе в школу ходить. Давай я схожу к директору и попрошу отпустить тебя на месяц/полгода/год. Хочешь?»
Представь, что ты пошел гулять и встретил мальчика/девочку 6-ти лет, который ходит не в школу, а детский сад. Он тебя спрашивает: «Что нужно делать, чтобы хорошо подготовиться к 1-му классу?» Что ты ему посоветуешь?
Представь, что есть две школы – школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а уроки рисования, музыки и физкультуры бывают не каждый день. В школе Б - все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика – редко, по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
Ответы ребенка будут сигнализировать об ориентации ребенка либо на содержательный компонент обучения либо на формальный, внешний (согласие на отпуск; приобретение формы, портфеля; выбор школы Б).
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/56762/gotov-li-vash-rebenok-k-shkole.html