Четверг, 18 Августа 2011 года, 14:15Просмотров: 2163 шт.
Образование → Адаптация ребенка к школе
Первые месяцы посещения школы чреваты для Вашего первоклассника огромным стрессом, весь его ритм жизни коренным образом изменяется. Теперь вместо игры ведущим видом его деятельности становится учеба, он встречает новый коллектив сверстников и учителей, с которыми ему нужно найти общий язык, а также сталкивается с необходимостью учиться концентрировать внимание в течение долгих 35-40 минут. Все это оказывает сильнейшее воздействие на ребенка. Он может стать плаксивым и раздражительным, начать жаловаться на головные боли и утомляемость. В некоторых случаях дети начинают заявлять, что их учитель плохой и больше в школу они ходить не хотят, у ребенка нарушается объективное представление о собственных способностях. Внимание родителей к малышу в эти месяцы жизненно необходимо юному школьнику. Именно поэтому важно хорошо осознавать, с чем предстоит столкнуться Вашему ребенку с приходом в первый класс.
*****
Можно выделить три основных момента в адаптации ребенка к учебному процессу. Прежде всего, - это адаптация физическая. Внешне несложное статическое положение ребенка во время урока, а также груз от вынужденной смены круга общения заставляют организм работать на износ. Сложнее всего привыкнуть к статичному положению во время уроков гиперактивным детям. Очень часто на первых уроках они не осознают разницы между сверстниками и взрослыми, вскакивают с места и громко экспрессивно реагируют на замечания учителя. Процесс физической адаптации довольно короток, он редко длится дольше месяца. Самыми сложными являются первая и последняя неделя этого месяца, следите, чтобы ребенок по возможности не переутомлялся соблюдал режим, достаточное количество времени спал.
Не менее важно состояние психологического комфорта во время учебной деятельности или иными словами – психологическая адаптация. В большинстве случаев получаемые на первых школьных уроках знания о буквах, цифрах и явлениях окружающего мира уже достаточно хорошо известны первоклассникам, но усвоенные в дошкольном периоде знания в основном приобретались непроизвольно, в процессе игровой деятельности. В школе же необходимо научиться выполнять задания учителя и на каждом уроке выполнять определенную учебную задачу, без этого успех в учебной деятельности невозможен. За первое полугодие учебы у малыша должно сформироваться позитивное отношение к самому учебному процессу, учителя и родители должны мотивировать его стремится к успеху в освоении новых знаний.
Школьнику предстоит научиться планировать свой день, чтобы успеть выполнить все поставленные учебные задания, научиться объективно оценивать свои силы и результаты собственного труда.
Далеко не всегда стремление ребенка узнавать новое становится гарантом его отличной успеваемости и желания учиться.
Третьим важным условием успешной адаптации первоклассника к началу школьной жизни является его социальная адаптация в новом коллективе. Ребенку предстоит наладить отношения с новым коллективом и усвоить новый принцип отношений учитель-ученик.
Некоторым детям для полной адаптации требуется всего один-два месяца, они быстро находят в классе новых друзей, доброжелательно относятся к соученикам, выполняют просьбы и задания классного руководителя.
Но для двух третей детей процесс адаптации сопряжен со значительными психологическими и социальными трудностями. Они с трудом осваивают новые знания, на уроках ссорятся с одноклассниками, не слушают учителя.
Очень важно, чтобы эмоциональное состояние ребенка было приподнятым, создавайте в его сознании положительный образ учебы в школе, это позволит ребенку успешнее учиться.
Будьте бдительны, не пропустите тревожные симптомы в поведении Вашего первоклассника - они могут свидетельствовать о дезадаптации. Этот диагноз традиционно ставится детям с плохой успеваемостью или поведением, но подобные проявления зачастую бывают связаны с индивидуальными причинами – состоянием здоровья ребенка, конфликтами в семье, а также социально-культурными моментами, начиная от материального статуса семьи и заканчивая принятым в ближайшем окружении ребенка уровнем ценностей.
Ребенок, страдающий от школьной дезадаптации, может вести себя агрессивно постоянно конфликтует со сверстниками, дерется, обычно коллектив одноклассников его не принимает. Но может наблюдаться и обратная ситуация: на уроках ребенка не видно и не слышно, он редко поднимает руку, на переменах уединяется, жалуется на плохое настроение и страх.
Темпы адаптации индивидуальны для каждого ребенка. Но родители могут способствовать более успешной адаптации своего малыша к школе, формируя у него адекватный уровень самооценки. Ребенок должен знать и чувствовать, что его любят и ценят таким, какой он есть вне зависимости от степени его успешности. Однако не стоит считать, что завышенная оценка станет помощником ребенку, она столь же мешает адаптации к школе, как и заниженная.
Помните, что сроки адаптации ребенка к школе – процесс индивидуальный, иногда малышам требуется проучиться целый год, прежде чем они по-настоящему втянутся в процесс. Иногда причинами затяжной адаптации становится состояние здоровья ребенка. Дети, которые накануне школы перенесли серьезную травму или инфекционное заболевание, чаще устают и хуже усваивают учебный материал. Поэтому важным залогом успешной адаптации ребенка к школе станет закаливание и мероприятия, поддерживающие здоровый образ жизни и гармоничное физическое развитие дошкольника.
Напряжение сил первоклассника настолько сильно, что не стоит совмещать начало посещения школы с посещением нового кружка или музыкальной школы, если Вы непременно хотите, чтобы ребенок рано начал учиться музыке или заниматься спортом, то лучше это сделать за год до первого класса.
Во время выполнения ребенком домашних заданий, следите чтобы ребенок делал перерывы каждые 15-20 минут, а также ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры часом в день, это позволит снизить нагрузку на глаза реьенка и освободит время для физической активности.
Не стоит считать, что если Ваш ребенок в первые месяцы школы не успевает, он останется двоичником на все оставшиеся классы. Дальнейшие школьные успехи зависят от внимания и понимания родителей того огромного количества трудностей и новшеств, с которыми сталкивается первоклассник. В Ваших силах сделать вступление ребенка в новую, учебную жизнь более комфортным и уверенным.
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/school/86408/adaptazija-rebenka-k-shkole.html