Просмотров: 2051 шт.
*****Международная компания Nielsen опубликовала очередное ежегодное исследование Shopper Trends, проводимое компанией в 56 странах мира. Согласно результатам исследования, в 2016 году средние ежемесячные затраты киевлян на продукты питания и повседневного спроса семьи составили 3140 гривен. Можем поздравить себя, украинцы – самая экономная нация во всей Европе, поскольку даже в столице тратим меньше всех остальных жителей Европы (для сравнения, если в Киеве траты составляют 108 евро, в том же Вильнюсе это 231 евро, а в Москве – 269 евро).
Взгляните на таблицу, в частности – на второй (справа) столбец:
Украинцы сегодня либо покупают самое необходимое, либо вынуждены гоняться за скидками. И дело не в том, что вы читали о том, что «в Европе делают точно так же», а в свободе выбора: в Европе люди могут сами решать, сколько, как, когда и что покупать. У нас такой роскоши, как выбор нет.
«Девальвация национальной валюты и инфляция 2015 года в 43,3%, конечно, повлияли на рост цен, однако заявленные ежемесячные затраты потребителей выросли на 22%. Что же именно изменилось в структуре затрат украинцев на продукты питания и товары первой необходимости? Ограниченный бюджет заставил нас более трепетно относиться к расходам, отказываясь от лишних затрат, в частности от развлечений вне дома (48% респондентов исследования CCI Q2"2016)», -
рассказывает директор стратегического развития компании Nielsen в Украине и Белоруссии Виталий Брык .
Это оригинал статьи. Про-правительственные эксперты статье Брыка оценок дать даже не попытались, зато про-правительственные сайты, несмотря на довольно прямолинейные заголовки, не спешат соглашаться с мнением директора стратегического развития компании, предпочитая свести
все выводы к нейтральным оценкам или безоценочным суждениям .
Другое мнение, более резкое, но справедливое , высказал экс-руководитель Нацбанка Сергей Арбузов в своем комментарии к статье:
«Ожидаемо, по сравнению с прошлым годом ухудшились настроения украинских покупателей. Они все больше ищут дешевые торговые марки, покупают товары по сниженным ценам, покупают меньше товаров и не имеют денег на закупки впрок. Рост цен влияет уже на 86% покупателей. Затраты на «фреш» категории выросла по сравнению с прошлым годом на фантастические для нашего региона 80%. Жить стало намного сложнее.
Но я хочу привлечь внимание еще к одному существенному дисбалансу: масштабу цен. Украина стала чрезвычайно дешевой страной. Затраты киевлянина на товары питания и повседневного спроса вдвое меньше чем в Минске и в 2,3-2,5 раза меньше, чем в Вильнюсе и Москве. При этом на продукты питания тратится половина доходов. Такой разрыв фактически замыкает украинцев внутри страны. Если им недоступны развлечения вне дома (об этом тоже свидетельствуют результаты исследования), то им тем более недоступны путешествия и туризм в страны континента. И это не потому, что нужна виза, а потому, что в Украине стало трудно зарабатывать сопоставимые с Европой доходы».
И последний фактор – самый удручающий – неоднократно вспоминался скептически настроенными специалистами: даже наличие самой возможности ездить в Европу без виз не даст нам такой возможности «за просто так». У украинцев просто нет денег на подобные «развлечения вне дома» и, судя по всему, не предвидится. Речь ведь не о походе в кино или театр, а о поездке в другое государство. Но если большинство людей думает лишь о самых насущных продуктах питания, то об отдыхе подобного уровня и речь быть не может.
Я уж не говорю о рекордных для всей Европы показателях, на которые в своей статье указывает Виталий Брык. В общем, опрос компании Nielsen и результаты исследования должны стать холодным душем для нынешнего правительства. Если не станут – значит, так оно «забоится о простых украинцах и о том, за что и как им ездить в «желанную Европу». Хотя этой Европы давно уже никто не желает. Не такой ценой. Люди попросту мечтают о самом необходимом: об отдыхе с семьей, о здоровом питании, о возможности откладывать деньги на будущее.