Просмотров: 1637 шт.
Некоторые средства массовой информации в погоне за читателями откровенно не соизмеряют броскость заголовка и содержание материала. Но ведь просто так ничего не происходит. Подчас даже за незначительными словами и фразами скрывается глубокий смысл.
*****
18 января 2016 года портал dialog.ua опубликовал статью под громким названием: «Боевики ДНР обрушились на Авдеевку: До Грызлова и последнего Минска такого не было». В новостях принято оперировать фактами, по возможности точными. Понятно, что точность в зависимости от конкретной ситуации может быть разная. Но это дело и честь редакции перепроверять полученные сведения и слухи, грамотно анализировать достоверность, пользоваться различными, независимыми источниками информации.
Что же нам предлагает сайт в этой статье.
«Рота 93-й бригады, находящаяся в Донецкой области, опубликовала сводку военных событий за 17 января». Интересно, с каких это пор подразделение неназванного батальона неизвестного полка издает собственные сводки с театра военных действий, и не следует ли ожидать появления своего пресс-атташе в каждом взводе, а затем и в отделении. Что же в отражено в сводке?
«обстрел ДАП позиций украинских бойцов из противотанкового гранатомета.» - это война, стреляют регулярно. Если ДАП – Донецкий аэропорт, то так и пишите. Или это нечто иное – ДАП позиции?
«Также сообщается об аналогичном обстреле на шахте Бутовка, расположенной на территории непризнанной ДНР.» - кто стрелял? Армия Украины обстреливала шахту, или наоборот?
«Кроме того, имеется информация, обнародованная в соцсетях, относительно военного положения в районе Авдеевки. Местные жители сообщают, что около 4 часов дня были слышны залпы автоматического гранатомета.» - соцсети мощный источник информации, никто и не спорит. Но «слышны залпы» - на чьей территории? Взрывы были или нет?
Шедевром анализа, который представлен на портале, является фраза «Как сообщается в соцсетях, в Донецке около 6 вечера неподалеку Калининского рынка были слышны звуки гусеничной техники.» Повторю для тех кто не обратил внимание, звуки гусеничной техники. Что это за звуки? Били кувалдой по броне? Затянули пару гаек? Протирали ветошью? Испытывали технику на ходу? Вступили в жестокий бой?
Эта фраза – «В Красногоровке также были зафиксированы звуки, обозначающие военные действия.» - венец журналистики. Затишье перед боем – тоже часть военных действий. Значит, все было тихо? Это радует.
«В Петровском районе Донецка имеются данные об обстрелах.». Данные об обстрелах в зоне АТО есть и во Львове. Этим не удивишь. Кто в кого стрелял, какие последствия, есть ли пострадавшие, разрушены ли какие-либо объекты. Это не известно.
Не известно, в каком городе или ином населенном пункте находится редакция портала. Нет не только адреса, не указан и город, нет даже ни одного номера телефона.
Но на воре и шапка горит. Половина новостей – о России, про Россию или из России. И тогда все становится понятно. Почему в заголовке упомянут Грызлов, хотя в статье о нем нет ни слова, почему преувеличивается значение будничных для войны обстрелов, почему нагнетается истерия.
Специфика в том, что каждый для себя сам должен решать, надежную, достоверную ли информацию ему предлагают. Единого критерия правдивости нет. Но основное условие – возможность перепроверить.