Просмотров: 1974 шт.
*****Скажите, знакомо ли вам слово «капитальные инвестиции»? Этим термином обозначают долгосрочные внутренние инвестиции, затраты на создание, приобретение и разработку материальных и нематериальных капитальных активов (активов длительного пользования).
Так вот, мне кажется, если вы не сотрудник банковского или финансового сектора, сталкивались вы с ним редко. А по государственным каналам, от наших политиков, едва ли о нем слышали. Так вот, я скажу, почему не слышали – потому, что ситуация с ними сейчас настолько печальная, что власть предпочитает делать вид, что такого понятия в экономике попросту… нету. Ну или как-то так, сложно сказать, чего они там вообще добиваются. Но за год и этот квартал капитальные инвестиции упали почти на 50% (из них 25% - за квартал этого года!).
На фоне таких потерь, ситуация приобретает поистине критический характер – государство, неспособное обеспечить страну такими активами, должно искать выход из ситуации. Вы посмотрите на цифры: в транспортной сфере капинвестиции упали на 19,3%, в строительстве – на 21%, а в промышленности (страшно сказать) – на 37,4%. Вот судя по последнему показателю, становится ясно, зачем правительство затеяло недавно такую масштабную волну приватизации (340 предприятий)!
Но приватизация – не выход. Нельзя просто так взять и распродать всю страну иностранным или отечественным бизнесменам. Собственно, что следует действительно сделать, так это работать над повышением инвестиционной привлекательности. В конце концов, если государство не в силах создавать инвестиционные потоки, оно должно привлекать их извне. Схожего мнения придерживается и бывший глава НБУ,
Сергей Арбузов ,
который пишет:
«Что касается конкретных мер, то на первом месте – остановка инфляции, вызванной в значительной степени девальвацией. То есть формирование предсказуемого экономического фона хотя бы в краткосрочном периоде.
Параллельно нужно строить систему стимулирования предпринимательства. Падение капитальных инвестиций за счет государственного бюджета на 50% в прошлом году четко указывает на неспособность государства быть источником капитала.
После стабилизации ситуации нужно начинать работать в направлении удешевления кредита. К сожалению, после существенного оттока депозитов у банков нет классических ресурсов для кредитования. С учетом декларируемой готовности иностранных партнеров вкладывать средства в страну следом за МВФ, очень важно сейчас вовлечь эти средства в реальный сектор, что без государственно-частного партнерства не получится».
В конце концов, если не вовлекать государство в деятельность, ни о каком повышении привлекательности и речи быть не может. Никто не требует от государства инвестировать огромные суммы – речь идет о том, чтобы оно продемонстрировало открытость к сотрудничеству и готовность поддержки. И если это таки произойдет, мы можем надеяться на позитивную динамику экономического роста, на повышение притока капитальных инвестиций и, естественно, на приближение «европейской мечты», ради которой страдали и умирали простые украинцы.