Просмотров: 1567 шт.
*****Как оказалось, нынешняя власть не только занимается переименованием улиц – иногда, принимаются вполне прогрессивные реформы, касающиеся жизненно важных отраслей нашей экономики. В частности, недавно был зарегистрирован законопроект, касающийся изменений банковской реформы. В тексте законопроекта предусмотрены изменения относительно организации внутреннего аудита Национального банка – в ведомстве предполагается создание Аудиторского комитета, специального консультативного органа, который позволит НБУ «вести дела» более эффективно.
Кроме того, Председатель Нацбанка получит полномочия в области проведения внеплановых аудиторских проверок в структурных подразделениях банка (что весьма важно в контексте борьбы с коррупцией). Предложены также изменения в сфере защиты членов руководящих должностей и рядовых служащих НБУ: право самому Банку осуществлять страхование жизни и здоровья членов правления и других работников.
Законопроект также предусматривает ряд уточняющих изменений и сокращение количества членов Совета НБУ (вместо нынешних одиннадцати, планируется оставить шесть человек). Предусматривается также отмена требований относительно необходимости включения в прогноз госбюджета на следующие за плановым бюджетные периоды показателей валютно-курсовой политики, предоставленных НБУ. Планируется отмена положений относительно использования при составлении законопроекта о бюджете Украины информации, предоставленной Нацбанком.
В общем, вполне себе европейская практика реформирования, за которой должны последовать качественные изменения в финансовой и банковской системе страны. Главный результат – децентрализация ведомств и усиление разграничения рынка и государства. К сожалению, в этих вопросах не все так просто. И однозначно. Так, бывший глава НБУ (https://www.facebook.com/SergiyArbuzov/posts/870004706394482 ) Арбузов С.Г. прокомментировал новый законопроект, представив три вопроса к нынешнему руководству страны по поводу состава законопроекта, его практической реализации и относительно ответственности главы НБУ за действия банка на рынке:
«Первый – кто мешал реализовать независимость финансового регулятора без всякого законодательства? Ведь самые жизнеспособные законы это те, что базируются на успешной практике. Пускай в прошлом году закон о госбюджете требовал от Нацбанка перечислить в бюджет 22,8 млрд. грн. Но ведь он не обязывал покупать в портфель ОВГЗ на сумму 193 млрд грн, причем 22 млрд – уже в этом году. Если в стране полное патриотическое единство ветвей власти, то кто заставлял двух председателей НБУ упорно поддерживать правительство миллиардными суммами? Неужели этот делал тот самый Президент, который теперь ратует за независимость центрального банка? Трудно поверить.
Второе – в проекте явственно ощущается попытка размывания ответственности Председателя НБУ. В Украине традиционно существует культ руководителя, принимающего решения и несущего за них полную отвественность. И в кризис это хорошо, поскольку, как только у неуверенного в себе руководителя появляется возможность свалить вину за промахи либо на скверные законы, либо на подчиненного, он зачастую этим пользуется. В Украине этим любят грешить чиновники.
И третье – если закон будет принят, это будет означать перезагрузку текущего состава Совета НБУ. Хочется верить, что многие из членов Совета, которые выступали с острой и справедливой критикой правления в последние полгода, будут переназначены. Иначе это будет выглядеть как охота на ведьм».
Хотелось бы верить, что в Верховной Раде найдут что ответить на эти вполне обоснованные вопросы. В противном случае, если власть снова начнет увиливать от серьезных вопросов, возникнет обоснованный вопрос к истинным причинам, которые побудили Порошенко вынести законопроект на парламентское обсуждение. Изменения должны быть действительно качественными, если уж мы говорим о реальном реформировании финансового сектора страны.
Если же это очередная косметическая реформа – власти следует задуматься над последствиями, к которым может привести фактическое бездействие и попытки обмануть людей в очередной раз.