История → В 1979 году под Донецком взорвали ядерную бомбу
Мало кто знает, что 33 года назад, 16 сентября 1979 года на шахте "Юный Коммунар" в Донецкой области, в посёлке где проживали 20 тысяч человек, советские учёные взорвали ядерную бомбу. Ее мощность достигала 300 тонн в тротилловом эквиваленте.
На глубине 800м был произведен взрыв ядерной бомбы, эквивалентной 300 тонн тринитротоллуола... Цель эксперимента - "потрясти пласты", чтобы снизить выбросы метана. Ядерный эксперимент, прозванный для отвода глаз "Кливаж" провалился. Выбросы метана на "Юнкоме" сократились незначительно. В марте 1980г. один из них произошел в 60м от эпицентра взрыва.
Шахта была закрыта лишь в 2002 году.
Зачем проводился этот экспепримент, и каковы его результаты - выясняла Ирина Исаченко:
*****
Как все начиналось
Как то, в одно из интервью, отвечая на вопрос о месте своего рождения, Виктор Янукович сказал, что родился «под терриконом на Юнкоме»…
Шахта «Юный коммунар» (или «Юнком», как обычно говорят для краткости) возникла еще до Октябрьской революции. Основанный в конце ХІХ века металлургический завод в Енакиево нуждался в угле, и потому «Русско-бельгийское металлургическое общество», которое в то время владело заводом, занялось добычей топлива неподалеку от производства. Шахта была заложена в голой степи, в 1908 году, а первый уголь дала в 1911-м. Название предприятие получило по имени главы правления АО – Андрея Бунге. Точно так же стал называться и пришахтный поселок. Впрочем, под этим названием он просуществовал недолго, так как уже в 1920-м году большевики сменили название шахты на «Юный коммунар», а поселка соответственно – на Юнокоммунаровск.
В первые годы советской власти шахта считалась одной из лучших в Донбассе, а в 1940-м году была признана лучшей в СССР. Напоминанием о тех славных временах сегодня служит прекрасный дворец культуры, построенный в Юнокоммунаровске, как утверждают местные жители, еще пленными немцами в 40-х годах. Слишком роскошный, как для заштатного ДК. Сегодня он сильно обветшал, но не заброшен, как многие подобные объекты в умирающих поселках. Памятник архитектуры пока что берегут.
Однако помимо высоких показателей угледобычи, шахта «Юнком» имела в Донбассе и другую, весьма печальную славу. Шахта считалась «газовой» и отличалась большой частотой внезапных выбросов метана и угольной пыли во время горных работ. Так за период с 1959-го по 1979-й год на шахте произошло 235 выбросов газа, 28 из которых закончились гибелью горняков. Советская пресса, разумеется, не сообщала об этом, и потому многие до сих пор считают, что в Советском Союзе производственный травматизм был значительно ниже, чем в независимой Украине. На самом деле это не так – жители Юнокоммунаровска до сих пор с содроганием вспоминают частые похороны своих земляков.
Именно с целью снижения высокой газоносности пластов, по официальной версии, на шахте в 1979-м году и был произведен ядерный эксперимент.
Без дозиметрического контроля сюда не пустят никого. Эта шахта единственная в Украине где перед спуском под землю сначала проверяют радиацию. Ведь тридцать лет назад советские учёные именно здесь взорвали атомную бомбу. Эксперимент должен был спасти жизни горняков.
Это теперь она закрыта, а в 70-х шахта "Южный Коммунар" выдавала на гора по две тысячи тонн угля. Ежедневно. Но считалась самой опасной на Донбасе. Здесь постоянно шалил метан и гибли шахтёры. По технологии опасный газ выгоняли, сотрясая угольный пласт небольшими взрывами динамита. Но учёные захотели решить проблему глобально - встряхнуть шахту с помощью ядерного взрыва.
Василий Пронык в те времена был горнорабочим. Вспоминает - 16 сентября 1979-го людям сказали - на шахте пройдут учения по гражданской обороне. Из посёлка "Юный Коммунар" горняков с семьями вывезли в поле за 10 километров. Территорию шахтыоцепили военные.
Василий Пронык, дозиметрист шахты "Юнком": Солдатская кухня была, кормили, ну с собой люди брали же, вроде отдыха получилось. Приехали после этого домой, да после взрыва там трещины появились в квартирах.
Ядерный заряд заложили на глубину восемьсот метров. По данным учёных, тротилловый эквивалент бомбы составлял 200 тонн. Подорвали её ровно в двенадцать по Москве.
В результате под землёй образовалась капсула диаметром десять метров. Её стены - практически из стекла: песчаник оплавился. И уже на следующий день на шахте возобновили работы. Вокруг этой капсулы - повышения радиактивного фона ни тогда, ни сейчас не было зафиксировано.
Василий Пронык, дозиметрист шахты "Юнком": Замеряем здесь на входе эту воду и на выходе, вон там. 12 микрорентген показывает.
Как оказалось позже, эксперимент был неудачным. Выбросы метана на "Юнкоме" все равно повторялись. Местные жители уверены - последствия этих опытов отразились на их здоровье.
Анатолий Дагаев, житель Юннокомунаровска: Люди болеют, рак все время у многих, ноги отказывают. У нас самое зараженное - Горловка, Енакиево, самое зараженное. Если вот не будут откачивать воду, шахтные воды подойдут, выйдут в криницы, и пойдут в речки, и до Азовского моря достанут, такая будет катастрофа.
Уголь на "Юнкоме" не добывают с 2002-го. Сейчас шахта работает лишь как водокачка. Затопить её не рискуют именно из-за последствий научного эксперимента. Сколько рентген в эпицентре взрыва - внутри стекляной капсулы - даже сейчас никто не знает.
Константин Дикуль, главный инженер шахты "Юнком": Переоснащение подъемных комплексов шахты, замена клетей, навесного оборудования, замена вентилятора главного проветривания. Ни одной копейки, ни одной гривны на эти вещи не поступило.
Житель Донецка Константин Воробьёв предлагает территорию трёх закрытых шахт вблизи Енакиево, в том числе и Юнкома - использовать для создания музея. Мол, сюда, привезут образцы техники, как дореволюционной, так и советской эпохи. На "Юном Коммунаре" Константин планирует устроить две экспозиции - энергетическую и природоохранную.
Константин Воробьёв: Энергетика, это будет история развития - как создавалась ядерная энергетика, в том числе и мирный атом, и военный атом. А природоохранный - мы должны показать вот на примере этого ядерного взрыва "Юнком", который сегодня несёт определённые проблемы, неудобства, что с природой нельзя шутить.
Радиации инициатор создания музея не боится - учёные заверили: последствия ядерного взрыва надёжно похоронены под землёй, а эта история - может заинтересовать туристов. И "Юнком" начнёт зарабатывать. Но чтобы открыть музей, Воробьёву придётся обойти ещё немало высоких кабинетов. Тем временем шахта каждый год съедает из казны по десять миллионов гривен. Эти деньги необходимы, чтобы здесь круглосуточно гудели насосы.
Теперь вообще существует мнение, что никому и дела не было до динамической разгрузки горного массива: в реальных условиях отрабатывалась атомная опасность, изучались радиус поражения и меры защиты. И шахтерский термин «Кливаж», которым назвали ядерный эксперимент, рассматривают как словесное прикрытие идеи, не имеющей ничего общего с горным делом.
Вскоре медики Донецкого региона обратили внимание, что жители Енакиевского района болеют и умирают с какими-то странными, ранее неизвестными практикующим врачам, симптомами. И лишь после Чернобыльской трагедии 26 апреля 1986 года донецким врачам стало ясно, что эти показатели болезни в точности совпадают с симптомами радиационного заражения чернобыльских спасателей. Среди безвременно ушедших горняков были и несколько сотрудников сейсмоакустической станции.
Теперь на «Юнкоме» даже радуются, когда мониторинг радиоактивности показывает опасный уровень. Работники шахты надеются получить льготный статус чернобыльцев. Но знатоки говорят, что это нереально: сегодняшняя Украина не в состоянии взять на себя еще одно горькое наследие СССР.
Ирина Исаченко, Олег Подоприхин, "Подробности", телеканал "Интер".