Четверг, 2 Февраля 2012 года, 21:10Просмотров: 2187 шт.
Здоровье → Органы чувств малыша
Органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются у плода уже к 3-му месяцу. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.
К моменту рождения малыша каждое из пяти органов чувств – слух, зрение, осязание, вкус и обоняние - находится в рабочем состоянии.
Новорожденные могут чувствовать запах, поскольку они, несомненно, ощущают вкус, а эти два чувства неразрывно связаны. Сразу после рождения ребенок четко видит и способен различать яркость и движение. Он в состоянии ощущать звуковые колебания, еще будучи в утробе, и слышать при рождении. Плод, находясь в матке, отвечает также на прикосновение, двигаясь в сторону плаценты и от нее, а после рождения дети с удовольствием реагируют на мягкое теплое поглаживание спинки и животика.
*****
СЛУХ
Ухо важно для организма не только как средство связи, в нем также расположен центр равновесия.
Слуховая система начинает функционировать еще до рождения ребенка - с 6 месяцев внутриутробного развития. Младенец хорошо слышит голос матери и ее сердцебиение, а по мере развития слуха - окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.
С момента рождения развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды. На протяжении всего периода детства ребенок запоминает звуки и учится соотносить их с объектом, который их издает, овладевая своеобразным «звуковым словарем».
Через 12 часов после рождения ребенок уже способен отличить человеческую речь от других звуков и реагирует на нее едва заметными движениями. Новорожденный может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей. Прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофон, успокаивает ребенка, когда он плачет.
Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между родным и незнакомым языком.
В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок способен определить местонахождение источника звука (то есть локализовать) справа или слева от себя. В ответ на звук он водит глазами, поворачивает голову в сторону объекта, который его издает. В этом возрасте у малыша появляется отрицательная реакция на резкие звуки: он вздрагивает, широко открывает глаза, морщится и начинает кричать.
В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок реагирует на звук, издаваемый сзади, права и слева от него. Расстояние, на котором дети этого возраста слышат звук, составляет сначала 4 м, а в 12 месяцев - 6 м.
ЗРЕНИЕ
Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение глаза новорожденного в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения.
Еще в утробе матери малыш просто воспринимает слабый оранжевый свет, да и то лишь при непосредственном освещении живота матери.
Органом зрения являются глаза, которые у зародыша развиваются в виде двух выступающих «почек» из головного мозга. Уже с рождения у ребенка образуется зрительный «словарь». Глазное яблоко имеет сложное строение и состоит из трех слоев: склеры, видимой как белая часть глаза; сосудистой оболочки, богатой кровеносными сосудами, питающими чувствительную внутреннюю выстилку глазного яблока, сетчатки, содержащей светочувствительные нервные клетки, которые ловят изображение и передают его по зрительным нервам в головной мозг. Именно в мозгу эти изображения расшифровываются и создают зрительное восприятие.
Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще вообще не образовалось.
Через 2-5 недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20-75 см. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом глаза у малыша могут быть направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе.
На 3-4 месяце острота зрения продолжает повышаться до 0,1-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня.
Способность дифференцировать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. А с 6 месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение.
В период от 8 до 12 месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами.
ОСЯЗАНИЕ
Известно, что плод еще в матке реагирует на прикосновение, поскольку на ранних сроках беременности он отодвигается от плаценты, а на более поздних - приближается к ней.
Еще на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К 4 месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя таким образом свою кожную чувствительность и развивая осязание.
К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его.
На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства - они плотно прижаты к телу и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.
После рождения ребенок оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими.
Новорожденный бессознательно отвечает на прикосновение, хватая любой предмет, вложенный ему в ручку, или проявляя поисковый рефлекс при поглаживании щеки в области угла рта. Большинство младенцев с удовольствием реагируют на нежное и мягкое поглаживание; как в грудном возрасте, так и позже успокаивающее прикосновение является для ребенка существенной потребностью.
К годовалому возрасту чувство осязания у ребенка развито достаточно хорошо и он может на ощупь опознать любимую игрушку.
ВКУС
Вкусовые луковицы формируются в последние месяцы внутриутробного развития. Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого, в частности, они захватывают почти весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости.
Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека.
Вкусовые почки у ребенка различают вкус так же, как и у взрослого. Разные области языка определяют различные вкусовые ощущения: горькое - в задней части, кислое - по бокам, соленое в передней чести и сладкое - на кончике языка. Горькая, едкая или кислая пища вызывает у младенца гримасу неудовольствия, он отворачивается или плачет.
Грудные дети способны также определять разные степени сладкого и будут дольше и усерднее сосать из бутылочки сладкую воду, чем простую или слегка подслащенную.
В возрасте, когда он едва начинает ходить, ребенок легко отличает шоколадное печенье от обычного.
ОБОНЯНИЕ
Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период со 2 по 7 месяц внутриутробного развития.Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине.
Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают достаточно функционировать в периоде между 2 и 4-м месяцами жизни, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.
В носовой код выступают чувствительные, похожие на волоски окончания обонятельных нервов. Они определяют запах в воздухе и передают информацию обонятельным луковицам, которые непосредственно связаны с мозгом. Одно из первых ощущений, которое возникает у младенца, - это запах матери. Каждого человека сопровождает только ему присущий запах, который распознает чувствительное обоняние младенца. Малыш реагирует на запах матери, потому что по нему он определяет источник утешения, приятных ощущений и пищи.
Источник: http://tvoymalysh.com.ua