Суббота, 17 Сентября 2011 года, 21:56Просмотров: 1855 шт.
Образование → Поэтика детства (Часть 2)
Сказочные стихи и стихотворные сказки
Дети всех возрастов очень любят поэтические сказки: и Чуковского, и Маршака, и Ершова, и Пушкина. Если малыш не может долго концентрировать внимание и через несколько страниц перестает слушать, не расстраивайтесь. Попробуйте ставить ему записи на кассетах или компакт-дисках. Выразительная речь актеров, музыкальное сопровождение – все это обязательно привлечет внимание малыша. Сказки в аудиозаписях полезно слушать еще и потому, что текст не сопровождается картинками, как при чтении вслух, и малышу приходится самостоятельно «достраивать» видеоряд: представлять себе, как выглядели герои, где разворачивалось действие и т.д. Конечно язык поэтических сказок, особенно пушкинских, достаточно сложен, в нем много редких слов, архаических речевых оборотов. Но не нужно бояться, что малыш их не поймет. В первые три года жизни детский мозг запрограммирован на освоение родного языка во всем его богатстве и многообразии. А значит, легко усвоит и несколько архаичный язык сказок Пушкина и Ершова.
*****
Пыхтелки и сопелки
Детям безумно нравятся нелепицы и парадоксы, лишенные на наш трезвый, взрослый взгляд, какого бы то ни было смысла. Они близки и созвучны детскому видению мира. Ведь для детской логики нет ничего невозможного и неприемлемого. Малыш буквально покатывается со смеху, декламируя:
«А я придумал слово,
Смешное слово "Плим".
Я повторяю снова:
"Плим, плим, плим!"
Он прыгает и скачет,
Плим, плим, плим
И... ничего не значит,
Плим, плим, плим.
Все дети обожают «сопелки» и «ворчалки» Винни-Пуха, стишки-путаницы, которые постоянно декламирует Кэрроловская Алиса, словесные игры Спайка Миллигана (его веселая книга «Чашка по-английски» выходила на русском языке где-то в конце восьмидесятых и стала уже библиографической редкостью, но ее можно разыскать в детский библиотеках). Ну, а как прожить без озорных перевертышей Даниила Хармса? Не многие знают про замечательную книжку Владимира Левина «Глупая Лошадь». Но тот, кто знает, не может не любить всей душой эту очаровательную стилизацию под английскую поэзию в духе Кэролла и Милна. Эта книга была издана небольшим тиражом в начале семидесятых и переиздавалась еще раз в середине девяностых. Но она стоит того, чтобы поискать ее в библиотеках или букинистических магазинах.
Большое плавание в море большой поэзии
Очень важно самого раннего детства приучать кроху не только к коротеньким детским стишкам, но и к настоящей, большой поэзии. Стихи воспитывают в малыше особое, вдумчивое, я бы сказала, непрагматическому отношению к литературе. Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в стихию чистого чувства. Поэтому, чем раньше вы начнете читать стихи малышу, тем лучше. Многие современные педагоги - пренатологи даже советуют делать это еще до его рождения. Кроха с равным удовольствием будет слушать Лермонтова и Мандельштама, Пушкина и Ахматову, Лорку и Гете. А вот Маяковского или Давида Бурлюка читать маленьким детям не стоит, даже если вы - страстные поклонники модернисткой и постмодернисткой поэзии: резкий, часто негармоничный строй подобных стихов скорее всего не понравится малышу. Во многих семьях детям поют песни Окуджавы, Визбора, других поэтов-брадов. Можно попробовать напевать хорошие стихи вместо колыбельных: любая информация, которую ребенок получит перед сном или в полусне, укореняется в глубинных слоях подсознания и остается там навсегда, оказывая решающее влияние на формирование личности. Конечно, кроха пока не в состоянии вникнуть в суть читаемых вами стихов, и бесполезно пытаться объяснить ее не только трехмесячному, но даже трехлетнему. Не стоит из-за этого расстраиваться. Пока малыш воспринимает стихи как хорошую музыку, а про что в них говорится, поймет, перечитав их во взрослом возрасте.
Зачем детям стихи?
Дети, которым читают много стихов, обладают великолепной памятью и чувством ритма, безо всякого труда запоминают длинные тексты. Ребенок, с самого младенчества узнавший и полюбивший Мандельштама и Лорку, Окуджаву и Хармса никогда не польстится на грошовую «попсовую» поделку. Но главное даже не это. Стихи, услышанные в детстве от папы или мамы, навсегда сохранятся в сердце ребенка среди самых радостных и светлых воспоминаний о младенчестве, о родительском доме… Солнечный элексир тепла и любви… Я маленький, горло в ангине, за окнами падает снег…
Источник: http://www.rebenok.com/info/library/reading/55860/poetika-detstva.html