Мобильная связь настолько плотно вошла в будни рядового украинца, что уже мало кто себе представляет жизнь без сотового аппарата. Согласно статистике, абонентов нефиксированной связи в Украине уже более 34 миллионов. Неудивительно, что порой тарифами и услугами мобильных операторов наши сограждане интересуются более живо, чем стоимостью мяса в магазине. Что же ждет нас в ближайшем будущем? Так ли нужны нам те услуги, которые предлагают операторы, и не завышают ли они их стоимость? На эти и многие другие вопросы попытались ответить специалисты рынка мобильной связи, участники нашего традиционного круглого стола, прошедшего на днях в редакции «Комсомолки».
В беседе участвовали:
Татьяна ГРИЦЕНКО, начальник управления стандартизации и сертификации Государственного департамента связи и информации, Виктор ВОЗНЮК, ведущий специалист департамента (Министерство транспорта и связи Украины); Всеволод ВОЛОВИК, начальник отдела маркетинга и рекламы, Михаил ЧОБОНЯН, заместитель коммерческого директора (компания «CDMA Украина»); Антон ВОЛОДЬКИН, директор по маркетингу, Ирина ЛЕЛИЧЕНКО, менеджер по связям с общественностью (компания «Украинские радиосистемы», торговая марка Beeline); Владимир ВАЩИЛКО, директор по продажам, Оксана БАЛАЕВА, начальник отдела по работе с операторами (сеть салонов связи «Евросеть»).
- Какие услуги сегодня наиболее популярны у украинских пользователей мобильной связи? Антон Володькин: - Сейчас украинские сотовые компании предлагают достаточно широкий их спектр. Но все исследования показывают: в первую очередь телефон нужен для того, чтобы разговаривать. То есть все дополнительные услуги вряд ли заставят подключиться к оператору широкий круг клиентов, если минута разговора у него будет стоить дорого. - И все-таки, какие новые дополнительные услуги могут быть интересны для абонента? Оксана Балаева: - На самом деле следует больше обращать внимания на упрощение доступа к уже существующим услугам, нежели создавать новые. Скажем, настроить GPRS или WAP в телефоне сегодня не так просто, как хотелось бы. Это требует больше времени абонента, чем он готов потратить.
- Какие телефоны наиболее полно отвечают требованиям современного потребителя?
Виктор Вознюк: - Сегодня немалую часть доходов оператору приносит молодежь. Это понимают и производители телефонов. Поэтому они наполняют свои аппараты всевозможным развлекательным содержанием: играми, чатами и пр. И сегодня, к сожалению, уже остается мало телефонов, которые удовлетворяли бы потребности всех социальных и возрастных групп. Приведу пример: сын покупает телефон родителям, а им потом приходится с лупой разглядывать на экране телефона, кто им звонит или читать текст сообщения. Громкость динамиков не всегда подходит людям со слабым слухом. Плюс ко всему не все новые аппараты с камерами и цветными экранами отличаются высоким качеством приема. Всеволод Воловик: - Практически каждый квартал миру от производителей «является» нечто новое - потребителям предлагается высокотехнологичное оборудование, позволяющее использовать мобильный Интернет, WAP, передачу видео, но на тех сетях, которые сейчас построены в Украине, использование этого (по техническим причинам) крайне затруднено, да и дорого. Потребителя интересует смена своего сотового на телефон с новыми функциями и возможностями, в зависимости от принадлежности к своей референтной группе (то есть кто он: бизнес-пользователь, студент, пенсионер) и его… финансовых возможностей. Владимир Ващилко: - Некоторым нужны простые аппараты с большими кнопками, а кому-то хочется слушать по телефону радио или пользоваться Интернетом. Сегодня ассортимент сотовых телефонов в розничной сети очень широкий. Модельный ряд постоянно растет, а телефоны совершенствуются. И не все люди могут хорошо знать особенности телефонов, особенно новые модели. Да они и не должны этого знать. Это работа специалистов. Поэтому чтобы не прогадать при покупке телефона в салонах связи, советую всем обращаться к консультантам. - Согласно данным операторов сотовой связи, их услугами пользуются 73 процента украинцев. Стартовые пакеты раздают бесплатно. Может, уже стоит разработать «социальные пакеты» мобильной связи? А. В.: - К сожалению, сейчас пенсионерам часто не хватает денег на еду, не говоря уже о сотовой связи. Кроме этого, операторам еще есть над чем работать, чтобы повысить качество сервиса. Поэтому мы не думаем, что сейчас остро стоит вопрос о социальных пакетах. Следует заметить, что 73 процента населения, о которых мы говорим, это далеко не объективный показатель количества абонентов сотовой связи. Это всего лишь количество активированных сим-карт операторов. Ведь многие имеют по нескольку таких карточек. В целом раздачами бесплатных стартовых пакетов и предложением сотен бесплатных минут украинцев несколько разбаловали. Их постоянно прикармливают различными акциями, программами лояльности, «бесплатными» мобильными терминалами, чтобы они оставались верны своему оператору. Нередко потом необходимость хранить верность за подобные подарки оборачивается для абонентов финансовой обузой. Подобные мероприятия в Украине обесценили сим-карту, обесценили такую вещь, как мобильный номер. Мое мнение: с нашим приходом на украинский рынок культура пользования мобильной связью будет повышаться. О. Б.: - Я бы не стала говорить о том, что украинцы разбалованы. Ведь только в последний год люди стали чувствовать реальную конкуренцию на рынке сотовой связи, благодаря которой появилось больше интересных выгодных тарифов и дополнительных услуг. А абоненты, которые постоянно ищут более выгодные условия, будут всегда. Некоторым выгодней купить новую «симку», чем пополнять счет. Михаил Чобонян: - Большинство операторов сегодня взимает с абонентов так называемую плату за соединение (ПЗС). Эта плата составляет примерно треть стоимости минуты разговора. А если учесть, что разговоры деловых людей обычно не длятся дольше 3 минут, то становится ясно, что ПЗС - это важная статья доходов оператора. Мой совет - выбирайте оператора без платы за соединение. - На рынке мобильной связи работают промежуточные дилеры, которые перепродают стартовые пакеты магазинам мобильной связи. Этот процесс кем-то контролируется? Виктор Вознюк: - Если перепродажа не связана с нарушением законов рынка и правил торговли, то государство в такие вещи не вмешивается. Это их право - зарабатывать на том, на чем они могут. А дело покупателя - выбрать более подходящий по стоимости вариант. О. Б.: - Человеку всегда выгодней покупать услуги или товары в сети, которая работает с операторами напрямую. Ведь прямые поставки всегда означают широкий ассортимент и более выгодные условия услуг подключения. К тому же гораздо удобнее прийти в один мультибрендовый салон и выбрать вариант подключения любого оператора, нежели ходить по разным салонам и сравнивать тарифы. А. В.: - Все дело в конечном покупателе. Сегодня именно он определяет профиль рынка мобильных телефонов, так как он может проголосовать своим кошельком за тот или иной продукт, услугу и т. п. К примеру, на рынке СНГ не пользуются популярностью аппараты белого цвета. Поэтому поставщики нам привозят серебристые и черные. А в Индию везут белые. Потому что покупатель отреагировал соответствующим образом. Как только абонент таким же образом научится голосовать за дешевые аппараты и за доступную связь, рынок мгновенно отреагирует.
КСТАТИ
Кому мы платим за соединение? GSM-операторы мобильной связи «Киевстар» (Ace&Base, Djuice), UMC (Sim-Sim, Jeans) взимают плату за соединение со своих абонентов, которая достигает 27 копеек в зависимости от тарифного плана. «Голден Телеком» (Uni), life:), Wellcom (Mobi, private-mobile), Beeline не взимают таковой. Абоненты CDMA-оператора «CDMA-Украина» также не платят за соединение.
Евгений МУДЖИРИ, Александр ЛУЦЕНКО и Мария АНДРУЩИК, Комсомольская правда.Просмотров: 2026