Вчера, 31 января 2015, во дворце Молодежи города Мариуполя состоялась встреча представителей общественности города с "интеллектуальным десантом" - командой киевских журналистов и общественных деятелей, приехавших поддержать мариупольцев после трагедии 24 января и узнать о реальных потребностях города из уст активистов и общественников.
В состав интеллектуального десанта, посетившего Мариуполь, вошли украинские журналисты Дмитрий Ларин и Анастасия Рингис - корреспонденты известного новостного портала "Украинская Правда", журналист и блогер Павел Казарин, а также общественные деятели Олег Покальчук - социальный психолог и литератор, и российский политический деятель Ольга Курносова - руководитель отделения Объединённого гражданского фронта в Санкт-Петербурге, организатор «Маршей несогласных». Целью встречи было установить более тесный контакт с мариупольскими активистами и выявить проблемы города, в решении которых могут помочь Мариуполю киевские активисты.
Одной из обсуждаемых проблем стало полное отсутствие в Мариуполе независимых средств массовой информации, которые могли бы с одной стороны, вовремя, на упреждение вражеской пропаганды, рассеивать дикие слухи вроде того, что распространился в городе о причастности украинских военных к артобстрелу микрорайона Восточный 24 января, с другой стороны, реально освещать проблемы и нужды громады, а не лоббировать интересы отдельных экономико-политических сил. Пока в городе не создано действительно независимых патриотических СМИ, мариупольцы обречены проигрывать информационную войну.
Общественники города также высказали свою обеспокоенность теперь уже полной изоляцией Мариуполя в плане железнодорожного сообщения. Как известно, в результате теракта, который вывел из строя железнодорожный мостовой переход вблизи станции Розовка Запорожской области, мариупольцы практически полностью остались отрезаны от Украины. Теперь жители Мариуполя только из Бердянска могут добраться до Киева, Харькова, Львова и других направлений, которые раньше были доступны с Мариупольского ж/д вокзала. Внесем ясность: Берднянск находится на расстоянии порядка 87 км от Мариуполя. Примерно такое же расстояние отделяет Мариуполь и от Донецка. Но, если в мирное время автобусы Мариуполь-Донецк ходили с интервалом 15 минут, то сейчас, когда Бердянск стал единственным пунктом, соединяющим мариупольцев со всей Украиной, даже в такой ситуации мариупольские городские власти не позаботились об организации прямых регулярных рейсов Муриуполь-Бердянск. Как анонсирует сайт Мариупольского автовокзала, а большинство автобусов на Бердянск через Мариуполь ходят из таких пунктов, которые не находятся под контролем украинских властей, либо там проводятся активные боевые действия. Автовокзал не располагает информацией по этим маршрутам, что означает возможность неприбытия данного рейса на станцию Мариуполь.
Однако, при посещении Мариупольского автовокзала, в справочной была получена другая информация. Большинство автобусов на маршруте Мариуполь-Бердянск административно закреплены за Бердянским автовокзалом, что, по словам оператора справочной, объясняет невозможность купить билеты Мариуполь-Бердянск заранее в кассе, за исключением рейса Мариуполь-Николаев. Это вызывает дополнительные вопросы к организации междугородних перевозок в Мариуполе.
Была также озвучена проблема пропускного режима - меры, разработанной городскими властями совместно с военными после взрыва железнодорожного моста в Мариуполе 23 декабря 2014 года. Согласно правилам пропускного режима, для того, чтобы въехать из зоны АТО на территорию Мариуполя, сперва следует явиться на блок-пост с ксерокопией паспорта и заявлением на въезд, затем вернуться на место своего проживания и ожидать рассмотрения данного заявления в течение 10 дней. Следует ли напоминать, что в обстреливаемом городе с разрушенной инфраструктурой, человеку ни то что негде будет сделать ксерокопию своего паспорта, но и весьма затруднительно найти транспорт, который сперва под обстрелами доставит человека на блок пост, а затем, под обстрелами, отвезет его обратно, где желающему выбраться из ада еще предстоит как-то выжить в течение 10 дней.
Все эти факты мало помалу складываются в весьма нелицеприятную картину: Мариуполь становится похожим на резервацию, "серую зону" без свободного выезда и въезда.
Помимо проблем, напрямую связанных с военными действиями, была также затронута проблема безработицы, которая порождает упаднические антипатриотические настроения среди жителей Мариуполя. Ни городская, ни государственная власть не проявляет интереса к тысячам безработных, что лишились средств к существованию в результате сворачивания деятельности крупного машиностроительного комплекса Азовмаш. Это при том, что Азовмаш способен выполнять заказы оборонного сектора. Мариуполь мог бы обеспечивать и другие нужды армии: давно закрыта и погребена в закоулках памяти швейфабрика "Фея", и рыбоконсервный завод, и ряд более мелких предприятий, которые могли бы хотя бы частично решить проблему безработицы и ослабить социальную напряженность в городе. Мариупольцам также интересно, почему кондитерская фабрика "Рошен" закрыта в их городе, а не в Липецке, в стране, которая официально объявлена агрессором? Все эти факторы порождают и нагнетают депрессию среди мариупольцев. Киевские гости согласились, что город и впрямь выглядит депрессивным, причем, не только угнетенные неулыбчивые обыватели, но и вся инфраструктура в целом, которая не претерпела видимых изменений с советских времен.
Звучали мысли если не о создании Приазовской области с Мариуполем в роли областного центра, то, как минимум, о необходимости сделать Мариуполь городом центрального подчинения, подчиняющегося напрямую Киеву, с целью создания более благоприятных финансово-экономических условий, которые помогли бы выстоять городу в это непростое время.
Просмотров: 6357