Именно такая катастрофа, без всяческих преувеличений, грозит сегодня Крымскому полуострову, который оказался заложником ситуации: с одной стороны, у его берегов множество затонувших еще в военное время кораблей, которые перевозили далеко не мирные грузы. С другой — эти подводные «сюрпризы», приведенные временем почти в боевую готовность, так и норовят вырваться на волю. А с третьей — чиновники, которым по долгу службы надобно решать проблему, пока и в ус не дуют. Чем это все обернется для солнечного полуострова, даже представить страшно.
И начали. Три тендера подряд — на участие в реализации экологической программы очистки акваторий Черного и Азовского морей — 4 года назад выиграло профильное предприятие «Ситалл». Компания, согласно подписанному с Минприроды договору, должна была обследовать водные глубины, чтобы обнаружить все затонувшие в 1941—1942 гг. корабли. А самое главное — надо было определить, насколько опасны контейнеры, волею судьбы оказавшиеся на глубине. Сотрудники «Ситалла» приступили к работе и были буквально шокированы обнаруженным. Оказалось, что буквально в нескольких сотнях метров от береговой линии Крыма затоплено свыше тысячи контейнеров с боевыми отравляющими веществами — "Люизитом", "Ипритом", "Зарином" и "Зоманом"!
Эту тайну скрывает вся государственная машина. 1200 бочек с боевыми отравляющими веществами лежат вдоль всего побережья Крыма. И скрывать есть что, даже одной бочки с ипритом или люизитом хватит, чтобы уничтожить все живое в радиусе 40 километров.
Иприт - боевое токсическое отравляющее вещество. При попадании на кожу образуются волдыри. При поражении дыхательных путей может развиться в тяжелых случаях воспаление легких, и как следствие смерть за несколько суток. Противоядия от иприта нет.
Люизит - стойкое ядовитое вещество. В отличие от иприта не имеет скрытого периода действия, при отравлении сразу чувствуется боль, а затем появляются
экземы. При тяжелых поражениях кожные язвы, которые долго не заживают.
Эта история началась в 1941 году. К тому времени на полуострове хранились огромные запасы химического оружия. Но использовать его в военных целях запрещала международная конвенция. Оставлять иприт и люизит немцам советские руководители не захотели. Решили утопить в море. Вместо специальных контейнеров использовали обычные металлические бочки. Плана не было, топили впопыхах - где придется.
Геннадий Рубцов, директор экологического предприятия "Ситалл": "Вокруг Крыма включая керченский пролив до 1200 контейнеров, мы обнаружили более 500 и определили районы. По нашим данным 11 районов, в которых осуществлялись сбросы этих контейнеров с ипритом и люизитом".
Об оружии вспомнили только в начале этого столетия. Тревогу забили ученые. Ведь за 70 лет металлические бочки в морской воде остаться невредимыми не могли никак.
Геннадий Рубцов, директор экологического предприятия "Ситалл": "В 2010 году закончились гарантийные сроки сохранения целостности этих контейнеров, теоретически возможно, что 2011 году возможен разлом этих контейнеров".
О том, что бочки уже возможно текут, свидетельствуют закрытые исследования харьковской научной лаборатории "Военконвеер 43". У визитки Крыма - "Ласточкиного гнезда" - где были затоплены только 24 бочки, содержание мышьяка в воде выше нормы больше, чем в 100 раз. А это значит, что иприт и люизит из бочек уже с большой вероятностью в воду просочились.
Эдуард Березовский, заведующий аналитической лабораторией ассоциация "Экология и мир": "Это серьезное боевое отравляющее вещество. Иприт назван по имени города Ипра, при котором впервые была осуществлена атака этим веществом, последствия всем известны. Огромное количество пораженных, тысячи".
Власти Украины и Крыма хорошо осведомлены о проблеме. На время исследований премьер-министр Крыма Василий Джарты председательствовал в министерстве окружающей среды, а его заместитель Георгий Псарев был главным экологическим инспектором Украины. Выход нашли простой, на все исследования ученых наложили гриф "Совершенно секретно". А перед журналистами данные профильной экологической фирмы "Ситалл", которая по заданию министерства и проводила эти исследования, решили отрицать.
Георгий Псарев, заместитель председателя Совета министров Крыма: "Я пока не вижу большой проблемы, и что говорил "Ситалл", у меня таких сведений нет. Я не верю в те данные, которые вы говорите, Харьковского института".
МЧСники проблему видят, но тоже на камеру говорить боятся.
Василий Квашук, директор Департамента гражданской защиты МЧС: "Я бы не хотел об этом говорить на телевидении, и нагонять страх на жителей города Севастополя и Автономной Республики Крым, проблема действительно есть, мы знаем, где находятся эти емкости".
Напомним, найдены только 500 из 1200 бочек. Подчеркнем - только обнаружены под водой, а не обезврежены. А где еще полтысячи - неизвестно до сих пор. А ведь существует еще и подарок от Никиты Хрущева, на этот раз в Азовском море.
Геннадий Рубцов, директор экологического предприятия "Ситалл": "В 1956 году Хрущев дал команду затопить контейнеры уже с зоманом и зарином, где-то в пределах 360 контейнеров. И проблема, что там глубины очень небольшие, контейнеры уже заилены, но тем не менее, фоновые значения очень высокие и в разы превышают норму".
Максимальная глубина Азовского моря - 14 метров. А это означает, что до бочек с боевым ядом второго поколения - зарином и зоманом, может добраться любой дайвер начинающий. Утилизировать эти емкости пока никто не собирается. Выделить на это деньги в бюджете этого года правительство тоже не планирует.
Кроме того, на дне лежат и суда, доверху набитые боеприпасами. К примеру, в Феодосийском заливе в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции в январе 1942 года на мине подорвалось судно «Жан Жорес». Причем всего в нескольких сотнях метров от причалов порта и жилых кварталов города. Опасность в том, что корабль этот лежит рядом с фарватером для захода в Феодосийский порт пассажирских лайнеров и крупнотоннажных танкеров. Представьте себе, что может произойти, если мины в трюме корабля начнут взрываться».
Кстати, подобные примеры истории известны: в далеком 1917 г. у побережья Канады возле портового города Галифакс взорвался военный транспортный корабль «Монблан», перевозивший боеприпасы. Из-за этого взрыва порт и большая часть города были полностью разрушены. Тогда погибло более двух тысяч человек, а почти 9 тысяч получили тяжелые ранения. Если мы срочно не предпримем никаких мер по утилизации боеприпасов, подобная трагедия, уверен Геннадий Рубцов, но с более серьезными последствиями, может повториться и в Крыму.
«Судно обследовали наши водолазы вместе с представителями специального морского отряда МЧС: в трюмах корабля находится более 120 тонн крупнокалиберных артиллерийских снарядов, около 60 тонн различного класса авиабомб, нижние трюмы забиты ящиками с противотанковыми минами и ручными гранатами. И таких судов, к сожалению, затопленных в акваториях Азовского и Черного морей, много сотен, — продолжает г-н Рубцов. — На дне моря лежит, к примеру, и другое судно — «Грузия». Оно примерно таких же размеров, да и различного оружия на нем не меньше, чем на корабле «Жан Жорес».
Денежный вопрос
В принципе, что надо делать, в Крыму знают. Да вот только решить проблему не так-то просто. К сожалению, отечественные спасатели используют оборудование и методы, при помощи которых только одно судно «Жан Жорес» придется разоружать около 25 лет. Но время не ждет: мы уже переступили ту критическую черту, за которой может случиться катастрофа. «Наши специалисты принимали участие только при откачке топлива с затонувших кораблей. То есть осуществляли лишь работы, связанные с возможным нанесением ущерба окружающей среде, — рассказал «Новой» помощник начальника ГУ МЧС в Крыму Владимир Иванов. — А все мероприятия по утилизации боеприпасов взяло на себя предприятие «Ситалл». Мы лишь оказываем поддержку на случай чрезвычайной ситуации».
К сведению
Иприт — боевое токсическое отравляющее вещество кожно-нарывного действия. Этот химикат поражает организм практически при любом контакте с веществом. Люизит — отравляющее вещество кожно-нарывного действия. Любой контакт с ним вызывает раздражение всех слизистых оболочек человеческого организма. Защититься от воздействия яда можно, лишь используя противогаз и специальный защитный костюм.
Правда, существуют и более быстрые способы утилизировать боеприпасы. У наших специалистов на вооружении имеются технологии биологической разделки снарядов с использованием специальных микроорганизмов. Проще говоря, живые организмы сами сделают непригодным взрывчатое вещество в оружии. Если воспользоваться услугами микробов, работы по утилизации оружия можно будет закончить всего за два года. Но все упирается в финансирование. А мы прекрасно знаем, как в Украине решаются подобные проблемы. К сожалению, и эта ситуация не стала исключением. Вопрос с финансированием сейчас «завис» в воздухе, и никто из чиновников не спешит им заниматься. В бюджете на утилизацию оружия на 2010 г. заложено около 80 млн грн. Но их выделение зависит от того, когда депутаты соизволят рассмотреть и принять изменения в Закон «Об утверждении общегосударственной программы охраны и воспроизводства окружающей среды Азовского и Черного морей».
«Изменения в этот закон на рассмотрение уже внесены. Но как автор поправок скажу, что в ближайшее время не стоит ожидать их принятия, — поделился с «Новой» народный депутат (НУ—НС) Владимир Арьев. — Ведь пока не будет утвержден госбюджет на текущий год, поправки тоже не вступят в силу: а как раз ими и предусматривается выделение средств на утилизацию опасного груза, погребенного на дне Черного и Азовского морей».
P.S. Беда еще и в том, что финансирование — не единственная проблема, с которой могут столкнуться специалисты по утилизации боеприпасов. Как оказалось, согласно Закону «О бесхозном имуществе», налоговые службы на местах ставят подобные объекты (а в нашем случае это корабли) на свой баланс. В дальнейшем они имеют право выставить суда на торговую биржу, где любой предприниматель или коммерческая структура смогут их без особых проблем купить. Если учесть, что затонувшие корабли — излюбленное место туристического паломничества, несложно представить, что бизнесменов в этой ситуации будет интересовать скорее финансовая выгода, нежели безопасность людей. Поэтому в первую очередь нужно разоружить корабли и только потом выставлять их на торги. Но для этого нужны средства, которые при сложившейся в стране ситуации государство выделять не спешит. Но неужели жизнь нас так ничему и не учит — и в этот раз нам тоже не удастся избежать беды?!
Историческая справка
В порт Феодосии в ночь с 15 на 16 января 1942 г. прибыл грузовой теплоход «Жан Жорес», который, опасаясь налета немецкой авиации, после частичной разгрузки выходил в море и возвращался назад в порт, переждав некоторое время. Однако 16 января в 21:45 судно уклонилось от фарватера и подорвалось на магнитной мине. Из-за взрыва погибло 40 человек команды. Судно затонуло, но поскольку оно лежало на глубине лишь около 6 м, его трубы еще долгое время выступали из воды. Позже их спилили, а место крушения обозначили буем. 13 июня 1942 г. на подходах к Севастополю пострадал и теплоход «Грузия», который подвергся нападению вражеской авиации. Несмотря на то что самолеты сбросили на корабль 150 бомб, ни одна не попала в цель. Но в 4:48 утра возле Минной пристани одна из авиабомб таки оказалась в трюме корабля. Из-за детонации снарядов произошел сильнейший взрыв. При крушении теплохода погибли практически все, кто на нем находился. В момент нападения, по неофициальной информации, этот теплоход перевозил 4 тыс человек и 1300 т боеприпасов.
При написании статьи были использованы материалы с сайта Novy.tv, энциклопедий и статьи в газете "Новая" Андрея Литвиненко "На Крым наступает экологическая катастрофа"
Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.
4 Августа 2024, 12:04
28 Июня 2024, 2:21
31 Мая 2024, 12:04
31 Мая 2024, 11:52
31 Мая 2024, 11:39
23 Ноября 2024, 23:09
21 Ноября 2024, 20:12
21 Ноября 2024, 16:42
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!