С недавних пор достаточно большое количество мариупольцев неадекватно реагируют на утверждение о том, что тот или другой продукт содержит ГМО. Некоторые думают, что это обозначение не совсем экологически чисто произведенного продукта, то есть с применением химикатов. Другие считают, что такие продукты содержат наравне с натуральным сырьем также и синтетические пищевые добавки, а третьи и вовсе уверены в том, что продукты с ГМО каким-то образом могут повлиять на здоровье человека на генетическом уровне. Однако все склоняются к одному: это опасно и вредно.
Рынок быстро отреагировал на настроения потребителей, и теперь мы можем за дополнительные деньги покупать только чистые в генетическом плане, веками проверенные продукты. Достаточно найти этикетку, где в лучших наших традициях проставлен современный знак качества – «Без ГМО». Что же, собственно, пугает людей в этом страшно-звучащем словосочетании – генетически модифицированные организмы?
В основном, думается, простая неосведомленность. ГМО представляют реальную опасность, как для здоровья человека, так и для экологии планеты. Но страх вызывают вовсе не эти определенные факторы, а такая особенность человека, как страх перед новым. Иными словами - непознанное порождает домыслы. Так, многие убеждены, что генетический код, введенный искусственно в трансгенную культуру, каким-то образом через пищевод может перейти в генетический код человека и, распространившись по всему телу, приведет к страшным мутациям в т. ч. в репродуктивных функциях.
В действительности, ДНК генетически модифицированного организма, по своим свойствам и структуре ничем не отличается от ДНК обычных живых существ. В каждом организме заложена уникальная, неповторимая генетическая информация. Т.е. даже родные братья являются, по сути, генетически модифицированными в отношении друг к другу. И как убеждены ученые, можно смело есть атлантическую селедку, без страха того, что у Вас вырастет плавательный пузырь, не говоря уже о таком генетически удаленном от нас продукте как помидоры.
Чем же опасны ГМО? Суть генетической модификации состоит в переносе чужеродного по происхождению генетического материала в клетки модифицируемого носителя. Таким образом, например, растение получает нужные свойства. Как правило, переносят 2-3 гена: целевой (придает устойчивость к насекомым), селективный (придает устойчивость к определенным веществам) и иногда - репортерный, позволяющий лабораторно определить трансформированную клетку.
Теперь представим, что фермер закупил семена трансгенной редиски, устойчивой к пестицидам. Зачем? Да для того что бы провести химическую прополку, используя большие дозы ядохимиката. Зачем же еще. Такая редиска представляет уже реальную опасность. Ладно, картофель, устойчивый к колорадскому жуку с геном росянки, например. Такую картошку нет необходимости травить химикатами, от жука, хотя бы. Но нет и гарантий, что гликозиды, вырабатываемые этим геном, не накопятся в клубнекорне. Даже после длительных испытаний и проверок найдется человек с повышенной аллергической реакцией к незначительным их количествам.
Экологические риски. Попав в окружающую среду, трансгенные организмы могут стать источником, так называемого генетического загрязнения, вытесняя эндемические и автохтонные для своей области виды. Растения, которые были модифицированы как стойкие к гербицидам и пестицидам, могут передавать свои новые свойства диким "родственникам". Это может привести к появлению "супер-бурьянов". К сложной экологической ситуации привело бегство трансгенного лосося с рыбной фермы в Норвегии. В то же время генная инженерия умеет программировать неспособность трансгенного организма к репродукции. Но и здесь проблемы. Опыляемые бесплодной пыльцой, дикие родственники, за сотни километров теряют способность к воспроизводству.
Моральный аспект. Эксперименты с генетическим материалом не являются технологически трудными и не требуют дорогостоящего оборудования (относительно). Большую роль играет научная подготовка, и наличие свободного времени. Теперь представьте себе обиженного на человечество профессора Зло. Комаров мутантов, жалящих ядом скорпиона, планктон, несъедобный морскими обитателями. Проявите свою фантазию, и Вам станет по-настоящему страшно.
Несмотря на то, что генная инженерия сулит человечеству, эта сфера науки должна находиться под строгим контролем. Безопасность генно модифицированных продуктов должна проверяться десятилетиями, а исследования проводиться только в аккредитованных лабораториях. К сожалению, осуществить такой контроль просто невозможно. Слишком сладкая для фермера кукуруза, которая сама в себе вырабатывает отраву для насекомых.
источникПросмотров: 1539