Около восьми месяцев назад от китайских берегов отчалило судно "Island of Luck". На его борту в большинстве своем находились граждане Украины и России. Тогда никто и представить не мог, что предстоит пережить его экипажу. Историю о восьми моряках, семеро из которых украинцы, теперь знает вся страна. Напомним, что в октябре минувшего года местные власти Демократической Республики Конго, куда "Island of Luck" доставило рис, обвинили экипаж судна в жестокой расправе над четверыми конголезцами, один из которых погиб. Пока длились судебные разбирательства и переговоры, моряки прошли все круги ада конголезской тюрьмы.
Как сообщил
ilich.in.ua, в минувшую субботу, 30 января, суд Конго вынес окончательный приговор, признав украинский экипаж судна "Island of Luck" невиновным. В числе незаконно арестованных моряков были трое мариупольцев - капитан судна Рустам Янбаев, матросы Валерий Сергеев и Иван Дмитренко. Два дня назад они, наконец-то, возвратились домой. А вчера, несмотря на усталость, согласились поделиться с "Ильичевцем" тем, как на протяжении всех этих месяцев их испытывала на прочность судьба.
В шаге от смертной казниВчера нас радушно встречали в доме матроса с "Island of Luck" Валерия Сергеева. Именно он оказался в числе девяти оклеветанных и арестованных моряков. От его подробного рассказа обо всем пережитом мороз по коже.
Все началось в конце октября, когда конголезцы, неудовлетворенные исходом разгрузки парохода, затаили необъяснимую злобу на прибывших чужеземцев. События развивались невероятно быстро: 18 октября завершилась разгрузка, судно "Island of Luck" стало на рейд в бухте неподалеку от порта Матади в ожидании документов, разрешающих выход из порта. 19 октября была подготовлена документация о том, что после осмотра посторонних лиц на судне не обнаружено. Однако отпускать пароход конголезцы не торопились.
- При разгрузке они тоже сильно тянули время, к тому же портили мешки, высыпая груз на дно трюма, - подчеркивает Валерий.
20 октября от своего агента в портах назначения капитан Рустам Мансурович Янбаев получил сообщение: "У вас большие проблемы". Вскоре на судно прибыли представители эмиграционной службы и полиции вместе с агентом и свидетелем. Экипаж "Острова удачи" обвинялся в жестоком обращении с гражданами Конго, якобы нелегально проникшими на судно. Один из конголезцев погиб.
- В дальнейшем нам приписали еще одно обвинение - в убийстве еще трех местных жителей, которых нигде не могут найти. По всем трем статьям их законодательства нам грозила смертная казнь, - вспоминает матрос.
С этого момента для моряков начались жуткие испытания, которым можно дать лишь одно название - наказание без преступления.
На фото Николая КОЛЯДЫ: Валерий Сергеев в кругу семьи. Слева направо: жена Дарья, дочери Вероника и Марианна.
Дорога жизниВ избиении и убийстве было обвинено 18 человек, в числе которых были даже те, кто практически не выходит на палубу: на всех этих людей указал привезенный на борт свидетель. Впоследствии половина из них смогла вернуться на родину, а из девяти оставшихся ужасы тюрьмы не испытал только боцман. Уже на следующий день после выдвинутых обвинений местные власти потребовали, чтобы экипаж судна сошел на берег - якобы для опроса о произошедшем инциденте. По решению капитана обвиняемые разбились на группы по шесть человек и решили причаливать к берегу по очереди. В первой шестерке отправлялись Рустам Янбаев и Валерий Сергеев.
- Я уже тогда чувствовал, что простым опросом дело не закончится. И не ошибся. На берегу нас ждала разъяренная толпа. И если бы не окружившая нас полиция с автоматами, они бы закидали нас камнями, - продолжает свой рассказ матрос.
Ничего не объясняя, моряков посадили в микроавтобус и увезли в неизвестном направлении.
Нужно сказать, что официальным языком в Конго является французский, распространены также лингала и португальский. Валерий немного знал французский, и в некоторых случаях эти скромные знания помогали ему выживать. Как рассказал Валерий, на допросах нужно было тщательно взвешивать каждое произнесенное слово, дабы не попасть в речевую западню: "С переводчиком нам ужасно не повезло. Это был конголезец, который наспех выучил русский язык, работая на литовском судне. Он переводил вопросы на ломанный русский, было тяжело понять, о чем нас спрашивают, и это еще больше усугубляло наше положение. Прежде чем подписывать все документы, рекомендуемые переводчиком и адвокатом, мы помечали, что с их содержанием не знакомы, так как не владеем языком".
Несколько дней моряков перевозили из одной инстанции в другую: управление порта, прокуратура, полуразрушенные незнакомые здания… Повсюду их встречала рассвирепевшая толпа, готовая наброситься и разорвать. Однажды поздним вечером полиция увела капитана. В тюрьму он попал первым. Позже после второго допроса троих моряков отпустили, а двоих - стюарда Александра Котелюха и Валерия Сергеева - повезли в тюрьму.
- Я никогда не забуду дорогу, по которой нас вели в тюрьму. Я назвал ее дорогой жизни. На протяжении 400 метров она вся была выложена камнями, машина там проехать не могла. И вот мы шли, охраняемые несколькими людьми в гражданском и лишь одним полицейским с автоматом, а толпа забрасывала нас песком и камнями, два камня попали мне в голову. Толпа свирепела все больше, и дальше идти было просто невыносимо. Чтобы спастись, нам пришлось бежать, - вспоминает Валерий.
Не менее страшно было в бараке, куда Валерий уже попал один (его товарища поместили в другой барак): "Самое страшное - было пережить первую ночь. Я остался наедине с десятками африканцев, готовых растерзать за зверства, которые мы якобы учинили над их собратьями. Меня предупредили, что жить мне осталось 50 минут. На мою защиту встали заключенные, которые пользовались в тюрьме авторитетом. Они окружили меня и до утра держали оборону. Так продолжалось три ночи подряд, пока я не докричался до коменданта и меня не перевели в барак к капитану".
ПОСЛАНИЕ ДОЧЕРЯМ 7 ноября было многообещающим днем. Украинских заключенных наконец вывели из жуткого места - тюрьмы порта Матади. Вопросами их освобождения в Украине уже тогда полным ходом занимались, были присланы лучшие адвокаты. Моряки были уверены, что их отправляют домой. Но вместо этого на них снова надели наручники и отвезли в тюрьму столицы Киншаса.
- Мы потом поняли, что нас спешили увезти из той тюрьмы, потому что держать подследственных в таких условиях незаконно. По этой причине украинского посла в тюрьму порта Матади не пустили, - появняет Валерий.
Испытания продолжались, но морякам уже было значительно легче. Валерий рассказывает: "Нас поместили в VIP-камеру, где находились бывшие политики, осужденные после прихода к власти нового президента. Там удалось немного отдохнуть".
К слову, мариупольский матрос с детства занимается легкой атлетикой и без спорта не представляет своей жизни. Обладатель международных грамот, чемпион Украины по бегу на длинные дистанции, два года назад в составе сборной Донецкой области он занял 12-е место среди 40 европейских стран, принявших участие в чемпионате Европы по бегу на 5 - 10 километров. Трудно представить, что в центральной тюрьме Киншаса этот человек умудрился… поддерживать форму! И вот как это было: "В тюрьме был 28-метровый коридор. По ночам, когда затихало движение, я отсчитывал 25 метров и начинал по нему ходить. Чтобы получился километр, нужно было пройти из одного конца в другой 40 раз. Сначала я ходил по пять километров - 200 раз туда и обратно, потом все больше, позже перешел не бесшумный бег. В декабре прошли дни рождения моих дочерей. Самой старшей - от первого брака - исполнилось 20, а младшей - 2. Чтобы хоть как-то отметить эти даты, я прибавил 20 к 2-м и решил пройти 22 километра в этом небольшом тюремном коридоре - по 11 в каждый день рождения. Как раз в ночь на день рождения младшей дочки в тюрьме началось движение, по коридору постоянно кто-то ходил, и это сильно мешало мне набирать километраж. Свои 9 километров я прошел только к утру, хотя мог бы пройти за полтора часа. Оставались еще два - за мою малышку, которые я тоже одолел".
В МОРЯ И ТОЛЬКО В МОРЯ! Удалось пообщаться по телефону с капитаном судна Рустамом Янбаевым. Несмотря на все перенесенные тяготы, малярию, которой он переболел в тюрьме, Рустам Мансурович полон оптимизма: "За 37 лет моей работы всякое бывало, но такое произошло впервые. Зато я могу похвастаться, что провел сто дней в конголезской тюрьме и вернулся". На вопрос о перспективах капитан с гордостью ответил: "В моря и только в моря! Другой работы у меня нет".
Мама 18-летнего матроса Ивана Дмитренко Татьяна Навроцкая попросила от всех родных освобожденных моряков поблагодарить Министерство иностранных дел Украины, лично министра Петра Порошенко и весь дипломатический корпус за то, что помогли их близким возвратиться домой.
Несмотря ни на что, молодой матрос Иван мечтает стать капитаном - в этом цель его жизни. Что же касается Валерия Сергеева, то он, обнимая своих маленьких дочек, говорит: "Поживем - увидим".
Источник: http://www.ilich.in.ua/
Просмотров: 3567