В перечне тестов, которые сдают выпускники школ в рамках независимого внешнего оценивания знаний, может появиться еще один — на способность к обучению в высших учебных заведениях .
О целесообразности внедрения такого теста шла речь на семинаре-совещании, который состоялся в Министерстве образования и науки Украины.
Уже создана рабочая группа, которая разработает задания теста, продумает механизмы его внедрения. Будет ли такой тест обязательным, по какой методике его будут проводить, какие задания придется решать, пока не известно. Однако важно, что на оценивание способности выпускников школ к продолжению обучения в вузах дано принципиальное “добро”. На совещании министр образования и науки Иван Вакарчук, сказал: “Мы работаем над усовершенствованием обучения и, соответственно, вместе с обществом будем воплощать идею качественного образования”. По мнению экспертов МОН, новый тест поможет вузам эффективнее отбирать для себя будущих студентов, а также повысит так называемую прогностическую валидность уже существующей системы тестирования, когда для определении лучшего ученика (и абитуриента) используется механический подход — лучшим считается тот, кто просто набрал большее количество баллов.
Это момент принципиальный. В полемике, которая развернулась в начале года в связи с переходом на прием в вузы по результатам внешнего тестирования, оппоненты заявляли, что отбор абитуриентов по уровню знаний противоречит Закону “Об образовании”, в котором сказано, что он должен проводиться в соответствии со способностями выпускников. Таким образом, разработка теста на способность к обучению позволяет устранить упомянутое противоречие. Кроме того, в МОН надеются, что новый тест поможет добиться большей прозрачности при поступлении в вузы и устранения коррупционных схем. Ведь благодаря ему, по сути, исчезает необходимость в такой форме вступительного экзамена, как собеседование.
“В структуре тестов, которые существуют сейчас, имеются так называемые открытые вопросы, ответы на которые позволяют увидеть умения и навыки учащихся, а не только уровень их знаний. Но диапазон способностей выпускника они раскрывают недостаточно”, — говорит Роман Шиян, директор Львовского областного института последипломного педагогического образования, эксперт по образовательной политике.
“Тест на способность к обучению мог бы сориентировать ребенка на получение высшего образования в соответствии с его талантам, одаренностью, показал бы ему, в какой сфере у него раскрываются лучшие жизненные перспективы. Ведь если выпускника принимают в вуз, а учиться там у него не получается — это тоже фрустрация. Не потому что ты хуже других, может, просто способен к чему-нибудь другому? — рассуждает эксперт. — Проблема в том, что внедрение теста на способность к обучению, дополняя систему внешнего тестирования, заодно усложняет ее. При такой смешанной системе непросто определить, какая из составляющих должна иметь больший удельный вес — уровень знаний или способность к их получению”.
Худший вариант, по мнению специалистов, если новым тестом станут измерять лишь уровень интеллекта выпускника — по большому счету, тест должен выполнять профориентационную роль. Это заставляет задаться еще одним вопросом: в какой форме будет представлен результат тестирования — в виде краткого резюме рекомендательного характера или общего балла, коэффициента? В первом случае “естественного отбора” абитуриентов не произойдет — вряд ли какие бы то ни было рекомендации отобьют желание у выпускников поступать непременно на юридическую или медицинскую специальность. Во втором же случае тест на способность к обучению в вузах критики (которые обязательно появятся) провозгласят дискриминационным. Ведь даже формулировку “тест на способность” при желании легко прочитать как “тест на пригодность”. Кроме того, при умении должностных лиц доводить любое дело до абсурда, отсев абитуриентов “по способностям” может превратиться в отбраковывание, далекое от соблюдения принципа равного доступа к образованию. Впрочем, по большому счету, вузам не очень выгодно устанавливать проходные баллы в зависимости от способностей абитуриентов, даже исходя из представлений о собственной престижности. Ведь количество мест в вузах Украины уже превышает количество абитуриентов. Если установить для них дополнительный фильтр, аудитории наполовину опустеют. Правда, это касается маленьких вузов. Ни в Киевском, ни во Львовском университетах проблем с недобором не будет, даже если ввести еще несколько подобных тестов.
Юрий РЫБАЧУК,
УКРРУДПРОМ
Просмотров: 2166