Шахта имени Горького переквалифицировалась в городскую водокачку .
В конце июля президент Виктор Ющенко объявил пострадавшие от паводка регионы Западной Украины зоной экологического бедствия. Между тем Донбасс уже давно фактически тоже является такой зоной – правда, он страдает не от единичных наводнений, а от постоянных подтоплений и других ужасных последствий закрытия шахт. Но хотя об этой проблеме говорят и пишут много лет, Киев же почти не выделяет денег на ее решение. Поэтому экологическая обстановка с каждым годом все больше усугубляется. Если раньше это касалось, в основном, так называемых депрессивных городов области, то в последнее время на грани катастрофы оказался и сам Донецк, в том числе и его центр.
В мае «Газета…» рассказывала о том, что угроза затопления замаячила перед Пролетарским и Буденновским районами, а также строящимся метрополитеном. Причина - прекращения финансирования строительства водоотливного комплекса ликвидируемой шахты «Заперевальная № 2». Но сейчас деньги уже начали перечислять и к сентябрю планируют запустить один водоотливный насос. Однако, по словам главного геолога Донецкой исполнительной дирекции по ликвидации шахта ГП «Укруглеторфореструктуризация» Виталия Завертайло, пока уровень воды там продолжает постоянно повышаться.
А на прошлой неделе донецкий городской голова Александр Лукьянченко в очередной раз забил тревогу по поводу того, что подземные воды угрожают уже самому центру Донецка и его юго-западным районам. На сей раз угроза исходит от шахты имени Горького. Это единственное угольное предприятие, которое пока еще работает прямо под центром города (в квадрате между бульваром Пушкина, городскими прудами, проспектами Гринкевича и Театральным), хотя и готовится к ликвидации. Угля оно сейчас добывает не больше вагона в день, зато воды из выработок откачивает рекордное количество - свыше 1500 кубометров в час! По словам А. Лукьянченко, «шахта им. Горького – это большая городская водокачка, в которую сходят по соединяющимся горно-геологическим разрезам водные пласты, они сливаются в реку шахты».
Вся вода течет в Кальмиус
Помимо самой шахты им. Горького, контора которой стоит на конечной остановке 10-го троллейбуса, в состав этого предприятия входят еще две старейшие шахты Донецка – Новозаводская, расположенная на территории Донецкого металлургического завода, и 11-я, которая находится за Смолянкой, в районе Дурной балки. Впрочем, в последних двух уже давно не добывают уголь. Однако там остались промплощадки, где с помощью насосов воду из глубины выкачивают на поверхность. С первой из них шахтные воды сливают прямо в Кальмиус, со второй – в речушку, которая протекает по Дурной балке и впадает опять же в Кальмиус. У самой шахты им. Горького тоже есть «точка», через которую воду выкачивают с глубины и сбрасывают в коллектор ДМЗ, оттуда она попадает в Бахмутку, а затем – все в тот же Кальмиус. Эту «точку» наверняка видело большинство горожан – она стоит прямо возле моста, что между Южным автовокзалом и цирком, со стороны ДМЗ. Вот по этим трем стволам каждый час и поднимают на поверхность по полторы тысячи кубометров воды.
По словам директора шахты Василия Ционенко, на это они затрачивают около 5 миллионов киловатт электроэнергии в месяц, за которую ОАО «ПЭС-Энергоуголь» требует 2,2 млн грн. Однако денег у «горьковцев» нет, из госбюджета им на погашение долгов за электроэнергию выделили в этом году всего-навсего 500 тыс. грн. Энергетики давно обрезали им электричество до уровня экологической брони – лишь бы хватало на откачку воды, проветривание и работу подъемников. Периодически кредиторы с целью устрашения оставляют без света, воды и тепла даже контору шахты. Однако расплачиваться горнякам нечем.
Мэр говорит, что «уже четыре раза в этом году обращался в Министерство угольной промышленности по вопросу стабилизации финансирования шахты им. Горького по вопросам откачки шахтных вод из горных выработок», но в ответ – ноль реакции.
Где от воды будет много беды?
Что может случиться, если предприятие перестанет откачивать воду из горных выработок?
- Прогнозировать это очень трудно, - говорит главный инженер шахты Георгий Курпа. – Но если уровень воды поднимется выше отметки минус 700 метров, то наша вода начнет заливать шахту имени Скочинского, «Кировскую» и другие, которые связаны с ней как сообщающиеся сосуды.
- Как скажется повышение уровня воды на строящемся метро?
- Вообще метро прокладывается на глубине 60-70 метров, до него вроде бы далеко. Однако сложно сказать, как себя поведут грунтовые воды, на которые снизу начнут давить шахтные.
- А если сбудутся самые мрачные прогнозы, и вода, которую перестанут откачивать, хлынет в город, то какие его районы могут пострадать?
- Прежде всего, конечно, территория ДМЗ и прилегающие к нему поселки и жилые кварталы Ленинского района, которые находятся в низине. В районе же 11-й шахты - это поселок Красный пахарь и его окрестности. Но оптимисты считают, что вода не выйдет на поверхность - дескать, в войну шахты были затоплены, и ничего страшного не случилось. Однако с тех пор немало воды утекло, и многое изменилось не только на поверхности, но и под землей.
В общем, чтобы Донецк не постигла катастрофа, шахта им. Горького (и не только она одна) обречена десятилетиями непрерывно откачивать воду. А значит государство, в свою очередь, обречено закачивать огромные средства в эту и другие шахты-водокачки.
Одна вместо трех
Чтобы как-то уменьшить расходы, Министерство угольной промышленности предлагает качать воду современными погружными насосами, для обслуживания которых требуется на порядок меньше людей и электроэнергии. Однако, по мнению Г. Курпы, эти насосы им не подойдут, ибо они предназначены для работы на глубине до 400 метров, а шахта им. Горького поднимает воду с горизонта 764 метра.
Кроме этого, по заданию Минуглепрома сейчас донецкий институт «Донгипрошахт» готовит проект перевода этого предприятия в водоотливный режим. То есть проект превращения его в чистую водокачку.
Причем предлагается выводить воду на поверхность не в трех местах, как сейчас, а лишь в одном – на промплощадке 11-й шахты. И сбрасывать ее в вышеупомянутую Дурную балку. Однако, по словам Георгия Курпы, есть опасения, что такое большое количество воды переполнит русло протекающей по балке речки и затопит прилегающие к ней места, в частности, возле фабрики «Конти». Кроме того, нужно слишком много средств для того, чтобы проложить порядка 4 километров трубопровода от двух промплощадок, которые хотят ликвидировать, к Дурной балке. Дело сильно осложнит и то, что трубы надо будет прокладывать через железнодорожные пути, автотрассы и т.п. Поэтому, не исключено, что от этого хлопотного и дорогостоящего варианта откажутся. Вообще, как сообщил «Газете…» главный инженер проекта Евгений Лазуткин, вариантов рассматривается множество. Какому из них отдадут предпочтение, станет известно не раньше конца этого года. Но вышестоящие инстанции все же склоняются к тому, чтобы убрать водоотливные промплощадки из центра Донецка. Тем паче, что у одной из них нет отстойников, и поэтому там выливают в Кальмиус шахтную воду, которая не очищена от вредных примесей. По словам ученых, в ней очень высокое содержание солей тяжелых металлов, токсичных элементов и других вредных веществ. Но что за вода льется из шахт в Кальмиус – это уже тема отдельного разговора.
Автор: Сергей ГОЛОХА, Газета по-Донецки
Просмотров: 2835