Цены на продукты: мифы и реалии.


Главная -> Новости -> Новости в Украине -> Потребитель

12 Июня 2008, 2:34


В Мариуполе в последнее время полюбили грустно шутить о том, что Украина, несмотря на задекларированный курс на Европу, все больше напоминает обыкновенную африканскую страну. Со всеми надлежащими атрибутами. Вместо зимы — сезон дождей. Вожди и коррупция — тоже, в общем-то, на уровне. И самое главное — бананы дешевле яблок и клубники. Несколько лет подряд — даже «в сезон», когда наши, родные фрукты как раз поспевают и, по идее, должны дешеветь…
Цены на продукты: мифы и реалии.
Рост цен на продукты — тема, которой в информационном пространстве уделялось много внимания, пока «общественность» не увлекли мыльными операми о политических спорах, борьбе с инфляцией, повальном усыновлении и досрочных выборах в Киеве.

Между тем, оставшись без внимания публики, продукты расти в цене не перестали. Это же не политики, которые бурную деятельность демонстрируют только под прицелом телекамер. В каждом регионе Украины естественное желание прокормить свою семью (в буквальном смысле) обходится «маленькому украинцу» все дороже. В то же время у каждого регионального продуктового рынка есть и свои характерные особенности. Перефразируя Толстого, все сытые области одинаковы, каждая голодная — голодна по-своему.

Если рассматривать ситуацию в Донецкой области, то еще в начале года местные эксперты оптимистически прогнозировали, что доля расходов на питание в бюджете среднестатистической семьи должна была немного сократиться, в пределах 3—5%. Зато предполагалось, что вырастут затраты на коммунальные услуги. Как принято говорить в таких случаях, «жизнь внесла свои коррективы». Нет, с коммунальными услугами все в порядке, они подорожали, как и было обещано: в области повысили тарифы на воду, кое-где пересмотрели цену на проезд в общественном транспорте. А с продуктами получилось, цитируя еще одного ныне живущего классика, «немножко па-дыбильному»: темпы повышения цен опередили прогнозы. Ценники в магазинах подтверждают еще одну грустную шутку: жизнь дорожает, потому что перестает быть предметом первой необходимости.

Здесь, на местах, происходящие события демонстрируют абсолютную неэффективность таких методов борьбы с ростом цен и возможным монопольным сговором, как «голое» административное ограничение торговых надбавок на основные продукты питания. Как пояснила корреспонденту «ЗН» начальник Госинспекции по ценам в Донецкой области Светлана Старцева, контролеры могут проверить соблюдение определенных пределов торговой надбавки только на пути «поставщик — торговое учреждение». Однако в тех случаях, когда наценка не позволяет торговцу работать прибыльно на прямых поставках от производителей, цепочка удлиняется: в ней появляются оптовые перекупщики, своего рода внутренние «офшоры». Соответственно, формальных оснований для применения санкций нет, а обыватель, глядя на рост цен, задается извечными обывательскими вопросами — как дальше жить и куда смотрит власть?

Возможности Госинспекции проводить полноценный мониторинг также невелики — 78 сотрудников, в то время как в области, по официальным данным, количество торговых предприятий приближается к 18 тыс.

В такой ситуации решающее значение имеет характер личных взаимоотношений между властью и бизнесом — как производителями «социальных» товаров, так и операторами розничной торговли. Чиновникам зачастую приходится идти на компромиссы. Так, действующее распоряжение губернатора Донецкой области Владимира Логвиненко об ограничении торговой надбавки позволяет предприятиям включать в себестоимость транспортные расходы, «если уровень надбавок не возмещает затрат». Правительственный меморандум с операторами рынка пришлось продублировать местными соглашениями. Такие документы подписали и областные власти, и муниципалитет Донецка.

Меморандумы на местном уровне подписали 22 субъекта хозяйствования, в том числе — 18 производителей и четыре торговых сети. Мэр Донецка Александр Лукьянченко уверял, что это позволит стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке, поскольку участники меморандума согласились по некоторым видам продукции ограничиться надбавкой в 5—10%.

Донецкая область от многих регионов отличается тем, что зависит от внешних поставок продуктов. Угля и стали здесь на всю страну хватает и еще на экспорт остается, а вот накормить жителей региона своими силами нельзя. Отсюда и высокая степень зависимости от ценовой политики поставщиков из других областей. «На рынке нет других механизмов, кроме как создание изобилия, когда предложение превышает спрос. В противном случае дефицит всегда создает рост цен», — так оценивает ситуацию председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк.

Например, потребность хлебокомбинатов и всех остальных в муке высшего и первого сортов местные производители удовлетворяют лишь на 26,7%. С начала года розничные цены на муку в/с выросли на 5,7% — до 2,77 грн. за килограмм. На продовольственных рынках — на 10,9%, до 2,96 грн.

Существует диапазон цен и на другие продукты, что связано с несколькими факторами. Во-первых, мелкие предприниматели на рынке не имеют возможности зарабатывать на обороте, как крупные операторы, поэтому здесь продукты несколько дороже. Во-вторых, внутри самой Донецкой области есть региональные различия: цены на продукты чуть выше там, где жители получают более высокие доходы и при этом отдалены от производителей. Например, в городах, где расположены крупные предприятия тяжелой промышленности.

Оптовые цены для пекарен и хлебокомбинатов на муку высшего сорта составляют 2,1 грн. за килограмм (рост на 9,9%). Первосортная мука подорожала на 10,1% — до 1,96 грн. за килограмм. Соответственно, дорожает и хлеб: наибольшие темпы роста цен наблюдаются на хлеб из муки первого сорта (+21,1% — до 2,93 грн./кг). Правда, этот «социальный» хлеб в структуре потребления занимает лишь четвертую часть. Две трети в общем объеме приходится на хлеб из муки высшего сорта, который подорожал всего на 3,9%.

Характерно, что при этом предприятия Донбасса практически не закупают зерно и муку из Госрезерва, несмотря на более низкую цену. Месячная потребность области в муке высшего сорта, к примеру, составляет 10300 тонн. За апрель-май хлебозаводы, входящие в ассоциацию «Донбассхлеб», закупили у государства 64 тонны. Причина тому проста: ближайшее хранилище находится в Кировоградской области, и сгонять муковоз за демпинговой продукцией в итоге обходится дороже, чем сразу заказать у производителя с доставкой.

Интересной особенностью местного зерно-мучно-хлебного рынка является то, что здесь ведущую роль играют предприятия, которых привыкли видеть в роли лидеров других отраслей. Довольно крупными производителями зерна и операторами розничной торговли являются ММК им. Ильича и шахта им.Засядько. Мариупольский меткомбинат владеет сетью из 58 магазинов, «Засядько» (в лице ТПК «Шахтер») — 33 объектами торговли. Столько заведений нет ни у одной профильной сети супермаркетов, работающих в регионе. «Ильич», к тому же, плотно обжил практически все пахотные земли на юге области. Отмечается, что, благодаря поставкам продукции собственного производства в сетях промпредприятий, некоторые виды продуктов продаются по демпинговым ценам.

Однако региональные чиновники обвиняют промышленно-аграрных магнатов в недостаточном патриотизме. По мнению специалистов, можно было бы удержать цены на зерно, муку и хлеб в регионе, если бы ММК им. Ильича поставлял свое зерно на внутренний рынок, а не экспортировал. У менеджеров меткомбината свои резоны: все подразделения ММК пользуются единым расчетным счетом, что при вывозе за рубеж даже непрофильной продукции дает право на возмещение НДС. Так что чиновникам остается только скрипеть зубами как радетелям за государственные интересы и восхищаться изяществом решения как финансистам.

Наибольший рост цен зафиксирован, однако, не на хлеб, а на мясо. Более того, на самый этнический продукт — сало. Стоимость сала с начала года выросла на 63%, и стоит оно в среднем чуть больше 20 грн. за килограмм. Свинина (которая просто мясо) подорожала на 56,7% (до 43 грн./кг), говядина — на 46,9%, до 36,39 грн./кг. Порой на рынках можно было встретить и более высокие цены — до 50—60 грн. за килограмм мяса. В Госинспекции по ценам стремительное удорожание этого продукта склонны объяснять сезонным повышением спроса и обещают в скором будущем некоторое снижение цен. Традиция такая — каждый год весной всем «донецким» хочется мяса…

Есть еще один фактор — несколько крупных мясокомбинатов закупили солидные партии. Что примечательно — связываться с Госрезервом мясники тоже не захотели.

Курятина подорожала на 19,4%. Разброс цен значительный — от 13,5 до 20 грн./кг, в зависимости от производителя. Повышение стоимости мяса птицы стало результатом борьбы за качество продукции: одна из крупнейших птицефабрик региона, «Шахтерская», решила возить яйца для своих инкубаторов самолетом из Германии.

В целом производители Донецкой области удовлетворяют потребность региона в мясе на треть.

Полностью зависимым Донбасс остается от общей ситуации с ценами на сахар: собственных сахзаводов здесь нет. Средняя цена по области составляет 3,85 грн./кг, рост с начала года — на 12,6%. Из других продуктов, которые приходится завозить из других регионов, остаются гречка, манная крупа и рис. Если киевлянам повезло, и гречку им раздают бесплатно, то в Донецке ее приходится покупать — по 5,22 грн. Правда, подорожала она совсем чуть-чуть. Зато рис вырос в цене на 75,4% — до 6,21 грн./кг.

Дорожает вся группа молочных продуктов, особенно сливочное масло и сметана. На этом рынке в области работают девять собственных производителей, которые тоже кормят лишь треть потенциальных потребителей. Две трети объема потребления покрывается поставками от соседей.

Единственная отрада — подешевели куриные яйца, в среднем на 10%. Потому что рынок насыщен: 35% дают подсобные хозяйства и мелкие фермеры, остальное — крупные предприятия АПК, входящие в финансово-промышленные группы. Аналогичная ситуация наблюдается с картофелем, капустой, морковкой и прочей ботвой.

Неожиданно подорожала соль. Неожиданно, впрочем, только для непосвященных. Просто в этом году всеукраинский монополист — «Артемсоль» — вспомнил, что давно не повышал рабочим зарплату, а те начали почему-то разбегаться по другим предприятиям. Пришлось обратить внимание на пролетариат. Заплатить за заботу о людях придется другому пролетариату, который придет в магазины…

Изучение ситуации на продовольственном рынке оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, пока не произошло ничего такого, что поставило бы людей на грань голодной смерти. С другой — неприятно ежедневно наблюдать пусть копеечные, но все же подорожания. Опять же, порой хочется побаловать себя чем-то сверх административно регулируемой «потребительской корзины». Однако же не будем расстраиваться раньше времени. Льюис Кэрролл уверял своих читателей, что «путей немало в мире есть, чтоб как-нибудь прожить»…


Евгений ШИБАЛОВ, "Зеркало Недели".


Просмотров: 3071

Эта новость отмечена тегами:   Потребитель

Новости по теме

Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.


Loading...



Комментарии к новости










Отметьте изображения домов:
702862903718




Предприятия Мариуполя

VIP  Новые

Все предприятия →


Котлы тления Bullerjan - тепло в каждый дом