Звоню и слышу: щелкает где-то в глубине дверной замок и раздается звонкий голос: «Бегу, бегу, в доме есть молодежь, но я сама вам открою». Распахивается входная дверь, и я вижу перед собой женщину-подростка. Не верю своим глазам: стройная фигурка, на голове – укладка пусть и не очень густых волос, в ушах – сережки, губы – в меру подкрашены. Наверное, она прочла в моих глазах вопрос: «Кому здесь 95?». Довольная, что смогла произвести такое впечатление, легонько трогает мой рукав тонкими с прекрасным маникюром пальцами: «Заходите, пожалуйста», – и мелкими быстрыми шажками пошла впереди меня.
З а прекрасные манеры, творческое, и не только, долголетие Анну Захаровну сравнивали с такими легендарными артистками Малого театра, как Гоголева, Яблочкина. Называли легендой мариупольского театра. Но она вовсе не хочет считать свои года. Легко садится на любимое место между столом и кроватью и приглашает сесть рядом с ней в кресло. Тут же достает альбом с фотографиями. Чувствуется, что она торопится. Куда? Зачем? «Да вам, молодым, все некогда, а мне так много хочется вам рассказать». – «Анна Захаровна, мне в такой же мере хочется вас послушать, и я никуда не спешу».
Она успокаивается и начинает рассказ. Завораживающий тем, что звучит из уст очевидицы событий почти столетней давности.
-Я родилась в Сумах в семье золотопромышленника в 1913 году. Училась в частной гимназии. У моей мамы был прекрасный голос, он и мне достался по наследству. Мама была веселой, красивой, у нее всегда были поклонники, но она умела держать их на расстоянии. И нас с братом очень любила. А отец ее ревновал.
Она не случайно вспомнила об этом. В семье на почве ревности разыгрался скандал с трагическом исходом, круто изменившим ее жизнь. Мамы у детей не стало, а отца сослали на каторгу. Через десять лет судьба сведет отца с дочерью: «Он возвратился домой и поселился во флигеле напротив нашего дома, но я не могла простить ему содеянного». Не подала ему руки и тогда, когда однажды на базаре в Сумах они столкнулись с отцом лицом к лицу и он протянул ей свою.
Но это будет через десять лет, а пока девочка попадает в семью чужих людей, у которых своих детей не было. Они стали для нее приемными родителями. Ей повезло - те не чаяли в ней души, холили и лелеяли, как и полагалось наследнице отцовских капиталов. Анна Захаровна раскрывает альбом и показывает старинные, ставшие коричневыми от времени фотографии. Вот она, а это - приемные родители (отчим был мастером в литейном цехе, а мачеха - из семьи мануфактурщиков, держала свои магазины), тут мама с папой. На твердой глянцевой бумаге все дышит стариной: наряды, мебель, обстановка, попавшая в кадр неизвест-
ного фотографа начала прошлого века.
-Анна Захаровна, а революцию вы помните?
-Очень хорошо. Мы, дети, выбегали на перекресток и смотрели, как одни войска сменяли другие – по форме различали. Город переходил из рук в руки так часто, что не успевали запоминать войска.
Когда установилась советская власть, девочка из гимназии перешла учиться в трудовую школу. Революционная романтика первых лет совет-ской власти захватила ее полностью. Она становится комсомолкой в четырнадцать лет. Хотелось успеть везде и все. Всевозможные кружки и секции, художественная самодеятельность и спорт. Однажды она стала даже чемпионкой области по легкой атлетике. О профессиональной сцене тогда не думалось. Кануло в Лету ее наследство, надо было зарабатывать на жизнь. Да и до театра ли было, когда молодежь охватил такой революционный порыв?!
П осле окончания семилетки Аня поступает в ФЗУ «при машиностроительном заводе им. Фрунзе, до революции принадлежал одному бельгийцу». Стала крановщицей. Одновременно освоила портняжное мастерство в высококлассной швейной мастерской. С тех пор она обшивала не только себя, но и всю свою семью. Да как! Лишь совсем недавно оставила машинку – тяжело уже. В 1944 году, после освобождения Украины, актеры кроме вы-ступлений на сцене выполняли обязанности работников технических служб театра. Анна Захаровна шила костюмы. А когда труппа переезжала из Кировограда в Мариуполь, то привезла с собой огромный багаж костюмов, декораций и передала все театру.
Но слишком рано окунулась она в житейское море - стала покашливать. К тому времени грамотную девушку уже приметили на заводе – так никто не мог написать протокол, как она. Перевели в профком. Однако Аня по-прежнему была в центре жизни заводской молодежи, особенно любила кружки художественной самодеятельности.
-В тридцатых годах началась кампания по пополнению драматических театров молодыми талантами, - вспоминает Анна Захаровна. – Я удачно прошла просмотр перед комиссией из Луганска и в 1931 году стала актрисой театра санитарной культуры Донбасса. Позже заочно окончила ГИТИС.
Анна Захаровна показывает пожелтевшие документы и грамоты, снова и снова перебирает фотографии, а память возвращает ее к тем счастливым дням, когда она встретилась в этом театре со своим будущим мужем Дмитрием Константиновым. Они полюбили друг друга, позже создали семью. И не подозревала молодая актриса, что станет родоначальницей театральной династии. Сегодня в театре Мариуполя работает ее зять художник по свету Леонид Архипов, тут же трудится внучка актриса Анна Архипова, внучатый зять актер, ведущий мастер сцены Александр Арутюнян. Уже правнук Анны Захаровны Сережа Арутюнян сыграл не в одном спектакле.
Может, кому-то жизнь Анны Захаровны покажется трудной, иногда граничащей с подвигом, да простит она меня за пафос, но как иначе сказать: когда во время бомбежки погибла сестра ее мужа, а на фронте – зять, эта хрупкая, маленькая женщина удочерила двух ее девочек и воспитала вместе со своими детьми. Сама Гащенко считает, что ей всегда везло в жизни, в творческой особенно:
-Мне привелось работать с такими выдающимися режиссерами и педагогами, как народные артисты СССР Брянцев и Синельников, а также народный артист Украины Ветров. Петра Ветрова все артисты особенно любили и уважали, называли его «батей». Принципиальным и справедливым был человеком.
С ейчас и не сосчитаешь, сколько ролей она сыграла. Особенно среди них было много мальчишек, разноплановых женских образов. Те мариупольские театралы, кто постарше, помнят ее роль Сашки в «Барабанщице», Веру в «Последних» Горького. Запомнилась она в коллективе также как принципиальный и справедливый человек – много лет подряд возглавляла партийную организацию театра.
Спрашиваю у нее, что нужно делать, чтобы прожить столь долгую и яркую жизнь и не чувствовать груза лет.
-Рецепт один, - смеется актриса. – Любить труд, заниматься спортом и воспринимать жизнь с юмором, никому не завидовать. Когда мне говорят, мол, жизнь прожила, богатства не нажила, отвечаю так: «Да, денег у меня нет, зато и тараканов нет».
Анна Захаровна не только дает оптимистические советы, но и сама живет по таким принципам. «Собрала я как-то немного денег на трудный день. А тут холодильник поломался. Пришлось на те сбережения купить новый. Еще успею накопить – жизнь длинная».
Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.
20 Декабря 2024, 0:59
20 Декабря 2024, 0:57
20 Декабря 2024, 0:53
4 Августа 2024, 12:04
28 Июня 2024, 2:21
сегодня, 11:56
сегодня, 11:51
сегодня, 11:33
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!