Александр Маринеско – одна из самых противоречивых фигур Великой Отечественной войны. Человек, овеянный многими мифами и легендами. Незаслуженно забытый, а затем возвращенный из небытия. 15 января исполнилось 95 лет со дня его рождения, а 30 января 1945 года он совершил свой главный подвиг. Этот легендарный советский капитан-подводник потопил «неуязвимый» океанский лайнер «Вильгельм Густлов», гордость и надежду немецкого флота. Гибель этого корабля вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая военная катастрофа в мире.
Его отцом был Иона Маринеску, румын по национальности (где-то и когда-то под пером не очень умелого писаря последние буквы «ку» уступили место более привычному украинскому окончанию «ко»). Мать его - украинка с Полтавщины Татьяна Коваль. Александр считал себя украинцем. Одессит по рождению, мечтал о море и в тринадцать лет от роду учеником матроса стал плавать на пароходе. Затем - школа юнг, мореходка, пятимесячная практика на знаменитом паруснике «Товарищ».
В апреле 1933-го окончена учеба, и выпускники мореходки получили назначения на суда Черного моря третьими и четвертыми помощниками капитана. Через два месяца Александр стал вторым помощником. Впереди маячила перспектива стать капитаном дальнего плавания. Но осенью неожиданно по-следовал призыв по спецнабору на военную службу. В ноябре Александр прибыл в Ленинград и был направлен в штурманские классы спецкурсов команд-ного состава. Незадолго до отъезда из Одессы он женился и на берега Невы приехал с молодой женой Ниной. В Ленинграде у них родилась дочь Лора.
После окончания курсов, а затем еще одних - Высших курсов командного состава Маринеско становится командиром новой подводной лодки-малютки «М-96». Он постоянно проводит с экипажем тренировки на подводном корабле, ставит морякам сложные учебно-боевые задачи. И вскоре последовал результат этого: в 1940 году «М-96» установила рекорд скорости по погружению корабля, успешнее других провела учебные стрельбы и признана лучшей на Балтфлоте, а командир был повышен в звании - стал капитан-лейтенантом. Потом грянула война.
Тревожным и грозным было положение оказавшегося в блокаде Ленинграда, тревожился Александр Иванович и о судьбе живших в Одессе матери и сестры. Где они, что с ними? Успели ли эвакуироваться? Конечно, тогда он не знал и знать не мог, что они эвакуировались из родного города и добрались до Мариуполя, откуда должны были ехать дальше. Но 8 октября Мариуполь внезапно захватил враг. Мать Татьяна Михайловна и сестра Валентина с ее детьми пешком пошли к Мелитополю, надеясь выбраться с оккупированной территории. Но это не удалось. Осенью, в холода, двинулись они в обратный путь. Не знал Александр Иванович и того, что в Мариупольском порту немцы захватили не успевший уйти парусник «Товарищ».
В одном из походов 1942 года «М-96» потопила хорошо охраняемое тремя сторожевиками немецкое транспортное судно водоизмещением семь тысяч тонн. Подлодку преследовали и бомбили, но командир сумел благополучно увести свою «Малютку». Последовало награждение экипажа, в том числе командира, орденом Ленина, его производят в капитаны 3-го ранга. Затем следует перевод его командиром подводного крейсера «С-13». В первом же походе под командованием Маринеско эта лодка топит вражеский транспорт. Командиру вручают орден Красного Знамени.
Если в море при выполнении боевого задания Маринеско был расчетлив и хитер, то на берегу порой не знал ни осторожности, ни умеренности. Так случилось и под Новый, 1945 год в порту Турку ставшей к тому времени нейтральной Финляндии. Отпущенный в город Александр Иванович вернулся на лодку не вечером, как должен был, а только к концу следующего дня. ЧП, в военное время граничащее с преступлением. Прошел слух, что капитана завербовала вражеская разведка. А на самом деле в этой истории были замешаны женщина, шведка, внезапно вспыхнувшая страсть. Справедливости ради надо отметить, что к тому времени семья нашего командира фактически распалась.
Как бы там ни было, а от командования подлодкой его отстранили. С другим командиром идти на задание экипаж отказался. В конце концов, Маринеско разрешили повести «С-13» на задание. Начиная с 9 января подлодка курсировала в определенном ей районе Данциг-ской бухты. Шли дни, и все впустую. Маринеско рискнул - несколько изменил район поиска и тут наконец-то вы-следил цель - огромный, тысяч на двадцать-двадцать пять водоизмещением, океанский лайнер, который охранялся конвоем. Вопреки всем обычным предписаниям Александр Иванович атакует со стороны вражеского берега и с малой глубины, где лодку легче обнаружить, но откуда враг не опасается атаки. Три торпеды легли точно в цель, поразили самые уязвимые места огромного лайнера. Подводники услышали три взрыва, и лодка скользнула от места атаки. На нее обрушилось более двух сотен глубинных бомб, казалось, спасения нет, но командир сумел спасти корабль и экипаж.
Позже стало известно, что собой представляла пораженная цель. То был по-строенный в Гамбурге океанский огромный «непотопляемый» девятипалубный лайнер «Вильгельм Густлов», который мог пройти без дозаправки полсвета. На нем были личные апартаменты Гитлера. Во время войны он стал учебной базой высшей школы подводников. На «Густлове» из Гданьска уходили на запад только что подготовленные экипажи подводников - 3700 человек - для 70-80 подлодок, которые должны были блокировать Англию. На судне были и бежавшие под ударами советских войск из прифронтовых районов высокопоставленные чиновники, генералы и высший офицерский состав, вспомогательный женский батальон - эсэсовки, надзирательницы в концлагерях, гражданские лица - всего более семи тысяч человек. Спаслись около девятисот.
То была величайшая морская ката-строфа. Она нанесла непоправимый удар по подводному флоту Германии. В стране объявили трехдневный траур, Гитлер приказал расстрелять начальника конвоя, Маринеско был объявлен врагом рейха номер один. Между тем «С-13» продолжала «охоту» и там же, в Данцигской бухте, 9 февраля потопила еще и вражеский вспомогательный крейсер «Штойбен», на котором находились 3600 военнослужащих. Справедливым было, учитывая и предыдущие успехи, представить командира к присвоению звания Героя Советского Союза, а экипаж - к наградам. Но высокое звание Александр Иванович не получил, а только орден, соответственно были понижены награды и членам экипажа. Аргументы советского военно-морского руководства о командире-нарушителе воинской дисциплины, при всей серьезности этого проступка, не могли, думается, уравнять степень вины и значение «Атаки века», как нарекли торпедирование «Густлова».
Да, Александр Маринеско был дерзок и удачлив в бою, его боевым мастерством восхищались товарищи по оружию. Однако у него были не только боевые друзья, но, к сожалению, и недоброжелатели-завистники. Причем с большими звездами на погонах - главком и начальник политуправления ВМФ. Он был понижен в воинском звании, сразу после окончания войны уволен из Вооруженных Сил.
Кто осудит его за то, что, оскорбленный, униженный несправедливостью, стал он выпивать?! Работая на незначительной должности в гражданском учреждении, не искушенный в интригах, попал в серьезный переплет из-за подлеца-руководителя, и по ложному обвинению Маринеско попал под суд и получил срок. Везли его на Колыму в одном вагоне с полицаями-карателями. Потом, уже после освобождения из за-ключения, подкралась к нему неумолимая болезнь.
Маринеско стал героем народным - его возвеличивала и слагала о нем легенды людская молва. Моряки-балтийцы, и прежде всего члены экипа- жа «С-13», друзья, боевой адмирал И.С. Исаков, журналисты вели борьбу за преодоление злой несправедливости по отношению к Маринеско, за признание его подвига и заслуг.
Первым на всю страну рассказал о нем писатель С.С. Смирнов, который на Центральном телевидении вел необычайно популярную передачу о неизвестных героях Великой Отечественной. Появившиеся в печати первые публикации об Александре Ивановиче вызвали ярость высокосидящих недоброжелателей. Например, даже министр обороны Язов обратился с жалобой в ЦК партии. Маринеско травили, не останавливались даже перед откровенной низкопробной клеветой. Только после того, как ушел со сцены главный недруг Маринеско - главком ВМФ, постепенно герой-подводник стал занимать подобающее ему место в истории Великой Отечественной войны.
Слов нет, это радовало его. Но насколько может радоваться тяжело, безнадежно больной человек?! В те послед-ние месяцы и недели капитана, жившего практически в нищете, мужественно переносившего боли, Александра Ивановича и его жену Валентину Александровну, живших в Ленинграде, навещали друзья-моряки и добрые знакомые, приходили из Москвы письма от адмирала И.С. Исакова.
Болезнь, от которой нет спасения, брала свое. В конце ноября 1963 года от двойного рака - желудка и горла - тихо ушел из жизни не признанный властями герой-подводник. Гражданская панихида во флотском экипаже, похороны на Богословском кладбище… И все-таки признание состоялось. Благодаря стараниям многих неравнодушных людей в 1990 году, в канун 45-летия Победы, капитану 3-го ранга Маринеско Александру Ивановичу присвоено (посмертно) звание Героя Советского Союза.
В Ленинграде и в Одессе установлены мемориальные доски в честь подводника номер один, как называют его моряки. В нашем городе на комбинате имени Ильича создан и занимается патриотическим воспитанием молодежи Клуб военных моряков-ильичевцев имени Героя Советского Союза А.И. Маринеско.
Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.
20 Декабря 2024, 0:59
20 Декабря 2024, 0:57
20 Декабря 2024, 0:53
4 Августа 2024, 12:04
28 Июня 2024, 2:21
сегодня, 0:33
17 Января 2025, 11:11
17 Января 2025, 3:30
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!