Были на концерте Бориса Андреева…
Весь день сильно мело, сухой, мелкий снег сыпался и сыпался с неба, ветер сдувал с крыш сухую порошу, и казалось, что весь город тонет в снежном тумане…
Пришли к началу концерта во Дворце «Азовстали». Все места заполнены, люди сидят, тихо переговариваясь. Вышел Борис Федорович на сцену знакомой по многим фильмам слегка развалистой походкой и будто заполнил ее собой – своим неповторимым басом со смешливыми нотками, своей заметной фигурой, личностью. Сразу почувствовалось – глыба, народный артист! Вел себя непринужденно, просто, будто один из его героев, сошедших с экрана. Подлинно народный артист и без официального звания, он мог бы загордиться, как некоторые его «собратья», но был понятен и близок каждому, вселял жизненную энергию. И зрители отвечали ему взаимной симпатией, долго не отпускали со сцены. Скупо рассказал о себе: родился в 1915 году в Саратове, окончил Саратовский театральный техникум… Потом пошли первые роли… Играть в кино начал рано… В «Трактористах», снятых в тридцать девятом году, играл щедрого душой и работящего труженика полей Назара Думу, попадающего в смешные ситуации. Одно появление на экране улыбающегося, басистого Андреева вызывало добрую улыбку на лицах зрителей. Потом были Харитон Балун в предвоенном фильме «Большая жизнь», целеустремленности которого подражали миллионы людей, Саша Синцов в «Двух бойцах» - воплощение образа воина непобежденного народа, Бурлюк из «Сказания о земле Сибирской» и другие. В этих простых, добродушных героях Андреев воплотил душевную щедрость и широту русского характера. Об этом напоминали кадры кинофильмов, демонстрируемые на полотне задней стенки сцены.
Мы видим, как мужают герои Бориса Андреева. В пятидесятых годах в его репертуаре главное место начинают занимать драматические роли. Из них самые крупные работы – это роль Саввы Зарудного в «Поэме о море» украинского кинорежиссера Александра Довженко (окончила фильм его жена Ю.И. Солнцева), Лазаря Баукина в «Жестокости» и др. А кто не помнит, с какой беспощадной точностью и потрясающей глубиной воплотил в жизнь Борис Андреев отрицательный образ Вожака в экранизации «Оптимистической трагедии»!
Ему подвластны были любые артистические рубежи: от простодушных сельских парубков, рабочих парней и преданных р одине воинов до опасных врагов Отечества. Недаром Борис Андреев не однажды получал за свою работу государственные премии, был награжден орденами Ленина и Красной Звезды.
Кадры кинофильмов сменялись сценами из спектаклей, в которых играл Борис Андреев, его рассказами о своем творчестве. И все это прерывалось аплодисментами благодарных зрителей.
Во время выступления Бориса Андреева на азовстальской сцене и непринужденного общения со зрителями артиста постоянно освещали вспышки фотоламп. То и дело его снимали на пленку местные мастера-фотографы и фотокорреспонденты. Видно, это мешало артисту, которому было уже за пятьдесят, и он со свойственной ему прямотой так и сказал одному, слишком ретивому фотографу:
- Товарищ, не мешайте работать!
В зале раздался легкий смешок: реплика прозвучала как бы киношной, «андреевской» фразой… А для него и эта встреча со зрителями в заводском клубе была ответственнейшей работой. После встречи мы пошли за сцену попросить у артиста автограф. И увидели его вблизи. Он был такой же, как в фильмах, как на сцене: крупные запоминающиеся черты полноватого лица, небольшие светлые глаза. Он спешил на другую встречу, где его выступления ждали, и аккуратно заворачивал в газету свои «концертные» туфли. Очень спешил, его торопили стоящие в дверях сопровождающие. Но все-таки на минуту отвлекся и написал на обложке «Советского экрана» со своим изображением слова «С приветом» и поставил размашистую подпись-автограф.
Заметил своим знаменитым баском, слегка улыбаясь всем лицом, глазами:
- В порядке исключения!
Об этой же встрече с народным артистом Б. Андреевым, происшедшей зимой шестьдесят седьмого года, то есть сорок лет назад, вспоминает в своей книге «Азовстальские истории» и мариупольский краевед директор ДК «Азовстали» Аркадий Проценко в очерке «Встреча с Борисом Андреевым»:
«Это был второй приезд Бориса Андреева в Мариуполь. Впервые он приехал к нам в город в 1949 году, когда в мартеновском цехе «Азовстали» студия «Мосфильм» снимала эпизоды для кинофильма «Падение Берлина». Борис Андреев играл в нем роль сталевара. В свободное от съемок время его встречали на улицах, разыскивали в гостинице «Спартак», писали ему восторженные письма. Популярность его была большой. Во всяком случае мариупольские впечатления заняли в его жизни определенное место. Он с уважением говорил о профессии сталевара и гордился тем, что сам на короткое время хотя бы косвенно приобщится к их труду».
Без сомнения, в тот зимний снежный вечер мариупольцы приобщились к настоящему искусству, ближе познакомились с любимым артистом, которого знали только по фильмам. Уходили из уютного зала Дворца с потеплевшими сердцами, будто после встречи с близким человеком…
И сейчас нет-нет да и мелькнут на голубых экранах телевизоров старые фильмы с участием Бориса Андреева. Пожалуй, чаще других демонстрируются «Трактористы», «Сказание о земле Сибирской», «Два бойца» и другие. И сильнее начинаешь понимать, что во многом непреходящий успех этих фильмов у зрителей зависел от участия в кинолентах такого мощного таланта, как Борис Андреев.
А мариупольцы должны еще и гордиться тем, что такой популярный и любимый артист кино, как Борис Андреев, воплотил в военно-патриотиче-ском фильме «Падение Берлина» образ сталевара - представителя одной из главных металлургических мариупольских профессий…
Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.
4 Августа 2024, 12:04
28 Июня 2024, 2:21
31 Мая 2024, 12:04
31 Мая 2024, 11:52
31 Мая 2024, 11:39
сегодня, 2:24
сегодня, 2:07
29 Ноября 2024, 21:59
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!