Об Анне Александровне ЛЕПОРСКОЙ - заслуженном художнике РСФСР,
лауреате Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, одном из крупнейших
советских художников фарфора - написано немало. Это имя хорошо известно коллекционерам
искусства авангардного российского фарфора из ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня впервые "Приазовский рабочий" открывает мариупольскую составляющую
родословной мастера.
"Дорогому младшему поколению, ставшему нечаянно старшим - Володе Лепор-скому. А. Лепорская" - так 25 марта 1980 года она подписала подаренную племяннику книгу. Племянник - Владимир Владимирович ЛЕПОРСКИЙ, легендарный директор металлургического комбината "Азовсталь". Так же нечаянно мы вышли на это родство: собирая материал для своей прошлой публикации, посвященной директору. Рубрика "К 75-летию образования Донецкой области" тем и хороша, что позволяет открывать для читателей все новые страницы истории края и обнаруживать в ней самые неожиданные скрещенья и повороты.
А книгу с автографом героини принес в редакцию внук директора - Владимир Сергеевич ЛЕПОРСКИЙ. Она написана искусствоведом Мариной Тихомировой. Прекрасно изданная в Ленинграде в 1979 году, книга-альбом так и называется: "Анна Александровна Лепорская". В ней - богатейший иллюстративный материал работ мастера, художественная ценность которых с каждым годом возрастает.
Как и растет наш интерес к родословной фамилии, чьи предки оставили свой заметный след в истории Мариуполя, края и той великой страны, в которой мы когда-то жили. Кто знает, какую роль сыграло для племянника искусство тетушки, когда в 1972 году директор создал на "Азовстали" цех сортового стекла? Петербург-ский фарфор и азовстальский хрусталь - общего рода Лепорских.
Если вы откроете "Воспоминания" академика Дмитрия Сергеевича ЛИХАЧЕВА, то в главе "Об интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти двадцатого века" найдете рассказ о знаменитом "Доме Мятлевых" и Институте истории искусств: "Два центра интеллектуальной жизни Петербурга-Ленинграда", - называет их автор. И вспоминает Анну Лепорскую в одном ряду с такими именами, как Казимир Малевич, Велимир Хлебников, Николай Пунин, и другими. Для нас - это история русского, мирового искусства и литературы. Для нее - круг ежедневного общения.
Она была ученицей Малевича - художника, основавшего свой собственный
абстрактно-геометрический мир и назвавшего его супрематизм; автора "Черного
квадрата", ставшего символом русского авангарда; самого востребованного
сегодня русского художника, чьи картины на крупнейших аукционах мира оцениваются
в миллионы долларов. Не только ученицей, но и секретарем Малевича: у нее долгие
годы хранились его архив и рисунки. В начале 20-х годов Анна Лепорская вместе
с одним из своих "однокашников" приняла участие в создании "Черного
квадрата": "Он нам сказал закрасить, мы и закрасили", - вспоминала
потом она.
В сборнике "Художники об искусстве керамики" Анна Лепорская напишет:
"Каждому художнику свойственно глубоко личное, вероятно, врожденное чувство
прекрасного. В моих ощущениях всегда были радостные, светлые гаммы. Возможно,
что белоснежные цветущие сады Украины в раннем детстве сформировали ощущения
зрелого возраста и слились с пейзажем цветущих садов Мичуринска в радостное
чувство, которое я испытываю от белого фарфора. Впечатления народной керамики,
глечиков и крынок, удержались в памяти из ранних впечатлений украинских базаров".
Анна Лепорская родилась в 1900 году в Чернигове и провела здесь первые годы своей жизни. Ее отец, преподаватель древних языков, вскоре со всем семейством переезжает в Вятку, потом в Псков, где проходит юность художницы. Здесь она закончила гимназию. Здесь подружилась с семьей замечательного писателя Вениамина Каверина, встречалась с Юрием Тыняновым. Город "Двух капитанов" и "Открытой книги" - это Псков юности Лепорской.
В учительской семье было принято, чтобы дети, становясь взрослыми, сами содержали себя. В 1918 году в глухой деревушке под Псковом Анна Лепорская начинает свою самостоятельную жизнь в качестве школьной учительницы. Потом она вспоминала, какой трудной была эта работа; как пришлось жить в избе с полуразрушенной крышей, где зимою снег засыпал и лавки, и стол, и кровать, а осенью все промокало насквозь. Постоянная стрельба, деревни переходили из рук в руки: шла гражданская война, и школа перестала работать. Родители забирают дочь в город.
Лепорская поступила в Псковскую художественно-промышленную школу. Здесь пробуждается ее интерес к керамике и фарфору как к художественным материалам: "Мне доставляло большое удовольствие "тянуть" форму кувшина на ножном гончарном круге", - вспоминала она. Через два года школа закрывается, и Анна Лепорская сдает экзамены в Академию художеств в Петрограде. Она выбирает факультет живописи, которым руководил замечательный Кузьма Петров-Водкин - один из первых российских художников, обратившихся к революционой тематике, автор бессмертного "Купания красного коня".
Это было мятежное время ниспровержения авторитетов - интереснейшее для искусства. Академия кипела дискуссиями, а за ее стенами они перерастали в бурную борьбу различных художественных направлений. Однажды, получая паек в "каптерке" Академии, Лепорская узнала, что в Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК) приехали псковичи с витебскими "уновисцами" ("Уновис" - утвердители нового искусства - группировка молодых витебских художников). И она вместе с товарищами оставляет Академию и переходит в институт.
По сути, ГИНХУК в то время стал центром левого фронта искусства. Лепорская начала работать в качестве практиканта в теоретическом отделе у Казимира Малевича. Участвуя в разборах живописных произведений молодых художников, приносивших их для показа Малевичу, она вела записи анализов этих работ и помогала в экспериментальных занятиях. Она стала самой молодой ученицей Малевича, основоположника супрематизма. Занимаясь изучением цвета, предметной формы, сводя ее к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших геометрических элементов, Малевич увлекался и промышленным искусством, разрабатывал рисунки для текстиля, проекты новой посуды, цветооформление помещений внутри и снаружи. Это стало школой для Лепорской, сформировавшей ее как дизайнера, великолепно владеющего особым искусством композиции экспонатов в пространстве, искусством цветовых сочетаний и акцентов, останавливающих внимание зрителей на основном.
Лепорская живо интересовалась всеми экспериментами учителя, но дальше шла своим путем, выбирая из них то, что было свойственно ее творческой индивидуальности. Самое главное: она впитала в себя принцип широты художественных интересов, который был так характерен для Малевича. Это позволило ей в дальнейшем проявить свой талант и в оформлении выставок, интерьеров, и в искусстве фарфора.
В институте она знакомится с Николаем Суетиным - также учеником Малевича, талантливейшим художником, который вскоре становится ее мужем. Это была та еще "тусовка": Суетин, Пунин, Ахматова и так далее - элита Петрограда. Кстати, упоминание о Николае Михайловиче встречается в переписке Анны Андреевны. Чета Суетин-Лепорская сохраняют верность учителю даже в то время, когда это становится опасным: в 1935 году на могиле Казимира Малевича устанавливают памятник, спроектированный Николаем Суетиным, - куб с "Черным квадратом".
А Лепорская с благодарностью вспоминает: "Непосредственная работа с К.С. Малевичем дала мне толчок к пониманию того, что прежде казалось непонятным. Работа с ним дала понимание основных начал пластичности всякой формы, выращивания ее как живого природного элемента цветка, растения, понимание "чуть-чуть", которое может или выстроить удивительную гармонию вещи, или сделать ее безобразной и даже вовсе разрушить".
В 1937 году Лепорской поручают оформление интерьера зала искусств советского павильона на Всемирной выставке в Париже, что само по себе было большой честью. Следующее событие, где Лепорская в полной мере применяет свое искусство дизайнера, - Международная выставка в Нью-Йорке в 1939 году. Помимо работы над выставками в предвоенные годы Лепорская много занимается живописью маслом и акварелью.
Невозможно без волнения читать воспоминания Анны Александровны периода Ленинградской блокады. Она оставалась в осажденном городе и делала все то, что должен был делать каждый ленинград-ский художник и гражданин. От подготовки к эвакуации музейных ценностей Эрмитажа до работы в госпитале. От блокадных пейзажей Ленинграда, которые и сейчас пронзают душу зрителя, до производства мин на заводе. "Ходить надо было больше десяти километров. Я присаживалась на сугробы, но приходила вовремя. Промерзший цех, промерзшие корпуса, мины, которые надо было аккуратно покрывать изнутри лаком. Работали в ватниках, но мину надо держать пальцами без перчаток - и они у меня обморозились. Зато удовлетворение большое - мины прямо из-под рук шли на фронт. Так прошло около двух месяцев, после которых меня свалили дистрофия и цинга", - вспоминала Анна Лепорская.
Весьма значительной, сложной и ответственной была ее работа по оформлению могилы Александра Невского. После того, как были введены воинские ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Военный совет Ленинградского фронта в ноябре 1942 года принял решение по-новому оформить могилы великих полководцев - здесь должны были приносить присягу воины, идущие на фронт. Над могилой Суворова работал Николай Суетин. "Я оформляю могилу Александра Невского. Мне кажется, что в этом огромном, промерзшем Троицком соборе с ледяными сквозняками ничего невозможно сделать, а сделать надо обязательно", - напишет Лепорская в своем дневнике.
Старая, с толстыми сводами церковь освещалась тусклым колеблющимся светом керосиновой "летучей мыши". Для отдыха совсем не было времени. Ложились здесь же, на стульях, и засыпали, как убитые. Стены собора содрогались от взрывов: кладбище Александро-Невской лавры бомбили фашисты… Анна Лепорская награждена медалями "За оборону Ленинграда" и "Партизану Отечественной войны" 2-й степени.
И еще одна дизайнерская работа Лепор-ской военных лет имела огромное значение для ленинградцев. Летом 1944 года из эвакуации вернулся Государственный театр оперы и балета имени Кирова, здание было сильно повреждено, необходима была срочная реставрация. Лепорской поручили цветовое оформление интерьеров. И она сделала это изобретательно и красиво, несмотря на то, что в городе почти не было красителей и драпировочных материалов.
Но особенно ярко ее талант проявился уже после войны, в искусстве
фарфора, на Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова. В какой-то мере
на ее переход к фарфору повлиял муж. Николай Суетин был главным художником завода
и, обладая острым чувством пропорций, строгостью вкуса, четким ощущением современности,
произвел настоящую революцию в искусстве фарфора. Лепорская, давно интересовавшаяся
работой над формой массовых изделий из фарфора, с радостью взялась за эту работу.
В 1945 году она создает свой первый чайный сервиз для Ломоносовского завода
"Конус" - с классически простым силуэтом и прекрасно собранным ансамблем.
Он сразу завоевал признание и был принят к тиражированию. С 1948 года Лепорская
- в штате завода имени Ломоносова и оставалась в нем до самой своей смерти в
1982 году.
В самой высокой степени она овладела искусством "белого золота", как называют фарфор. Ее произведения различны по настроению, но всегда узнаваемы своим изяществом, эмоциональностью, чистотой и простотой линий, виртуозным применением народных мотивов. Таковы вазы "РСФСР", "Гладиолус", сервиз кофейный "Вертикаль", сервиз чайный "Шиповник", сервизы чайно-кофейные "Капля", "Россия", "Русский лубок", "Весна. Птицы", "Золотая птица", "Новостройки", детский комплект "Зайкин дом" и многие другие ее произведения.
"Особо хочется подчеркнуть плодотворность той линии на Ломоносовском
заводе, которая связана, в первую очередь, с именем Лепорской и развивает традиции
русского классицизма. Безукоризненные по пропорциям формы ее чайных сервизов,
их удивительно острые, совершенные росписи не уступают лучшим образцам фарфора
XIX века", - писал о ней известный искусствовед Михаил КОГАН.
Анну Александровну любили журналисты и искусствоведы - за талант, энциклопедичность
знаний, дружелюбие и сердечность. Ее мнением дорожили молодые художники-ломоносовцы;
студенты Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И.
Мухиной, где она была членом Государственной экзаменационной комиссии; признанные
мэтры искусства фарфора приглашали ее во все вообразимые выставочные комитеты
как наиболее компетентного эксперта.
Произведения Анны Лепорской украшали и продолжают украшать как российские, так и зарубежные выставки. Еще в 1962 году на Международной выставке керамики в Праге ее сервиз "Ленинград" был удостоен золотой медали. Работы мастера отмечены самыми высокими оценками всюду, где экспонировались: на выставке Международной академии керамики (обменный международный фонд) в Женеве, на выставках в Брюсселе, Кабуле, Дамаске, Лейпциге, Осло, Вене, Будапеште, Турине, Гетеборге и так далее.
Они пережили автора и продолжают с триумфом шествовать по миру. Не так давно, например, Государственным Эрмитажем в Лондонской галерее Курто была устроена экспозиция "Вокруг Квадрата: авангардный фарфор из революционной России". А в Русском музее и Государственной Третьяков-ской галерее с большим успехом прошли выставки "В круге Малевича".
А в круге Лепорских - вот такие скрещенья исторических линий Петербурга и Мариуполя, художественного и промышленного интеллекта тетушки и племянника.
Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.
20 Декабря 2024, 0:59
20 Декабря 2024, 0:57
20 Декабря 2024, 0:53
4 Августа 2024, 12:04
28 Июня 2024, 2:21
сегодня, 21:00
сегодня, 11:56
сегодня, 11:51
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!