Действия власти должны быть адекватны накопленным проблемам


Главная -> Новости -> Новости Мариуполя и области -> Юбилеи

27 Марта 2007, 20:18


Юрий ХОТЛУБЕЙ - об истории и перспективе местного самоуправления

 

Факт исторический: в местном самоуправлении Мариуполя только Иван Алексеевич Попов - городской голова с 1893 по 1919 год - опережает нынешнего мэра в сроках пребывания на этом посту. Юрий Юрьевич Хотлубей "исторической личностью" себя не считает, полагая, что только время расставит оценки действующим политикам и результативности принимаемых ими популярных и непопулярных решений. Тем не менее, возглавив городской совет с 1990 года и дважды войдя в эту же реку с 1998 года, он, пожалуй, как никто другой, имеет возможность сравнить особенности управления городом в советскую эпоху, период смены одного строя другим и время независимости Украины. Само собой, мы договорились об эксклюзивном интервью для читателей "Приазовского рабочего".

 

Полуторачасовый разговор в кабинете мэра начался несколько неожиданно: "С интересом перечитываю эту книгу - "Мариуполь и его окрестности: взгляд из XXI века". Недавно нашел подтверждение тому, что с осени 1937 по лето 1938 года в Донецкой области проводилась "польская операция", ее итогом стал арест 3370 человек, из которых 3329 - расстреляны. Среди них и мой дед; его личное дело Геннадий Андреевич Васильев (в то время прокурор Донецкой области. - Авт.) мне еще в 1993 году показал. Дед был старшим конюхом в совхозе "Большевик". Его обвинили в "заговоре" против советской власти и "саботаже". В том, что он давал кобыл беременных в работу и были выкидыши, снижалось поголовье лошадей. И что всю эту "акцию" вел главный ветврач совхоза "Большевик" - поляк по национальности, который и организовывал этот "заговор". В конце 1937 года дед был арестован и в январе 1938 года под Луганском расстрелян. В 1956 году дело было пересмотрено, деда реабилитировали. А бабушка, Матрена Павловна, умерла, так и не узнав, что дед расстрелян. Все надеялась, что он на поселении; может быть, не смог выйти на связь…" История области включает в себя совокупность историй каждого отдельно взятого человека, каждой семьи.

 

- Юрий Юрьевич, а что для вас означает эта дата: 75-летие образования Донецкой области?

 

- Для меня это, прежде всего, родной край. С точки зрения сегодняшнего моего положения городского головы, мы четко выполняем ноябрьское распоряжение губернатора Донецкой области о праздновании 75-летия. Создали рабочую группу, и все важные события, которые происходят в жизни города, к ней приурочиваем. То есть отмечаем ее конкретными делами, вниманием к людям, стремлением решить вопросы, которые назрели особенно в благоустройстве города.

 

Что касается личного восприятия, то, вы знаете, когда бываешь где-то в других местах, - а мне пришлось работать в Казахстане (Павлодаре) по направлению как молодому специалисту после окончания Донецкого политехнического института; служить в Турке-станском военном округе (на Кушке) - всегда мечтаешь вернуться в родные края. Это ощущение глубокое, испытанное временем и различными ситуациями, через которые пришлось пройти. Я уже не говорю о "двойном возвращении": из Киева сюда, потом в Киев, и опять из Киева в Мариуполь. На вторые выборы в 1998 году ехал с большой тревогой. Но в то же время и с мечтой вернуться и реализовать то, что хотелось в развитии города.

 

- Какой период в развитии области, города вам наиболее близок? Когда было легче, сложнее, интереснее?

 

- Действительно, у меня есть уникальная возможность сравнить разные периоды и не только по Мариуполю. Когда я работал в конце 70-х - первой половине 80-х годов заведующим промышленно-транспортным отделом Донецкого горкома Компартии Украины, вся экономика, промышленность региона замыкались на этом отделе. Мы вырабатывали подходы, анализировали и прекрасно владели экономиче-ской ситуацией. Прошли испытание застоем - это 1981, 1982, 1983 годы. Помню звонки из ЦК КПСС: "Что вы там, не можете показатели подтянуть? У нас некому даже вручать переходящее знамя ЦК КПСС! Как это так, Донецк не может выполнить план по производительности труда!?" И мы активно искали эти показатели.

 

Мы часто общались непо-средственно с первым секретарем горкома Василием Петровичем Мироновым, кстати, недавно открыт его барельеф на здании Донецкого городского совета. Личность особая, яркой гражданской позиции, он искренне переживал за перспективу шахт, а их гробили тогда еще. В союзных министерствах рассуждали примерно так: "Зачем нам Донбасс? У нас есть экибастузские угли, другие открытые разрезы, где мы дармовой уголь берем, чего нам вкладывать в развитие Донбасса?" На местах как-то пытались противостоять, понимая, что это пагубная политика. Но система жесткого планирования без творческого подхода, без инициативы на местах, по сути, обрекала экономику на застой.

 

И само развитие городов проходило в рамках жесткой плановой системы. Когда после Киева (где занимал высокий пост - зав. сектором ЦК КПУ. - Авт.) я приехал в 1989 году в наш город, то ощутил, что это не только не Киев, но даже и не Донецк по возможностям развития. Мне постоянно подчеркивали: "Знай свое место. Вы даже не областной центр. Ваши амбиции по развитию города, строительству стадиона и других объектов несоизмеримы со статусом вашего города. Ваша задача - дать сталь, прокат, металл, выполнять объемы по машиностроению и торговому порту. А то, что вам достанется, это мы сами знаем". При таком подходе о каком развитии можно было говорить?

 

Ситуация изменилась после того, когда наши предприятия получили самостоятельность. Несмотря на серьезные сбои, которые проходили в начале 90-х годов, мы уже тогда ощутили, что у нашего города появились новые возможности, которые открывались на базе деловых, партнерских взаимоотношений с градообразующими предприятиями.

 

Если сравнить возможности нынешнего периода для гармоничного социально-экономического развития города и доперестроечного периода, то они совершенно разные, и они положительны. В данной ситуации, если стабильно, нормально работают наши предприятия, повышают заработную плату, у нас всегда будет источник формирования доходной части городского бюджета. У нас всегда будет возможность решать городские проблемы. А если предприятия еще и участвуют непосредственно в выполнении городских программ, то открывается дополнительный источник, что мы активно используем. И таким образом мы делаем гораздо больше по масштабам, по объемам, чем в прежнем периоде.

 

Возьмите даже такую особенность: как бы мы ни сетовали на экологию, все же в сравнении с 1990 годом, когда выбросы составляли 780 тысяч тонн пыли и газа, за последние семнадцать лет они уменьшились вдвое и вышли на уровень 400 тысяч тонн. При этом отдельные показатели, например, по доменному производству стали даже немножко выше, чем в тот период. Но предприятия стали гораздо больше вкладывать в природоохранные мероприятия, чем это было, когда им диктовали союзные министерства. До-статочно сказать, что два года подряд мы идем на уровне почти 50% освоения тех средств, которые осваиваются по области в целом: около 200 миллионов гривен у нас из 400 миллионов гривен по области.

 

Другой важный момент: предприятия вольны распоряжаться своей прибылью, отсюда и их возможность участвовать в решении городских проблем - то, чего не было в прежний период. Возьмите чистку рек Кальчик и Кальмиус: мы выполнили уже более двух третьих всей работы. А ведь это были обязательства всех союзных министров черной металлургии СССР - когда шли в народные депутаты, они все это обещали.

 

К 75-летию образования Донецкой области будет сдана первая очередь крытого стадиона, который строят ильичевцы. В свое время Владимир Михайлович Цыбулько мечтал, используя свои связи, свой авторитет, построить этот стадион. И только сейчас мечта реализуется.

 

То есть если раньше четко испове-дывался принцип - прежде думай о Родине, а потом о себе, то сейчас логика такова: "Сильный город - сильное государство". В этом суть тех перемен, которые происходят в нашей жизни.

 

- Как вы лично пережили момент крушения идеалов, когда Компартия оказалась вне закона? Как это проходило в Мариуполе?

 

- Я относился к особому направлению в партийной работе - экономическому, производственному. Гораздо в меньшей мере касался чисто идеологических аспектов. Мои функции были управленче-скими, и они не очень изменились с переходом на работу в городском совете, исполнительных органах местного самоуправления. Тем не менее, если брать момент сразу после развала Союза и разрушения вертикали власти, в какой-то мере мы испытывали растерянность. Она была связана с тем, что иногда так было, что за весь месяц не поступало ни единого звонка из области. Это конец 1990 - начало 1991 года: никакого внимания. Не то, что безразличие даже, - мы ощущали почти физически, что просто брошены и нет абсолютно никакой страховки сверху. И это после того, как нас опекали по каждому шагу, все планы сверялись. А тут: "Работаете? Ну и работайте. Не получается? Ну это ваше дело". Был какой-то период, возможно, полгода, когда мы ощущали некоторый дискомфорт, определенную растерянность, как быть?

 

А потом мы поняли, что у нас появляются преимущества от того, что мы можем самостоятельно принимать решения. Нам не надо согласовывать с кем-то те или иные работы, как это традиционно делалось во времена Союза. Если мы находим средства для решения тех или иных вопросов, то мы можем это делать самостоятельно, без всяких указаний сверху. Начался процесс сближения с нашими предприятиями, и тут мы поняли огромные преимущества того положения, в котором оказались. Что мы можем гораздо активнее развивать наш город, опираясь на помощь наших предприятий. Это ощутили и предприятия. Они тоже потянулись к городу, понимая то, что мы живем вместе. А далее мы наладили отношения с областью, с Киевом. И используя наши добрые, деловые партнерские отношения, получили дополнительно ресурсы из областного и государственного бюджетов. То есть нашли свою нишу и начали работать в новых условиях. Но это уже вовсе не та система жесткого административного управления, которая была ранее. Это принципы местного самоуправления, по которым мы и сейчас работаем и развиваемся.

 

- "Мариуполь не первый город в области, но и не второй" - вы согласны с этой поговоркой? Какое место занимает наш город в развитии Донбасса?

 

- На 2 июля 1932 года, момент образования Донецкой области, численность населения города была 118 тысяч человек. В самое активное время она насчитывала 537 тысяч, сейчас - около 500 тысяч. За этой статистикой - бурное развитие экономики города как составной части развития Донецкой области. В настоящее время, хотя мы составляем по численности лишь одну десятую населения области, Мариуполь дает одну треть всего промышленного производства Донбасса. Примерно одну треть строительно-монтажных работ, около одной трети прибыли зарабатывают наши предприятия. То есть вклад города очень серьезный. Отсюда и нагрузка, и ответственность наша перед областным советом, областной администрацией по этим всем направлениям.

 

Что касается поговорки, то я считаю не совсем правильным как-то пытаться особо выделить город, подчеркивать везде и всюду наше место. Но то, что Мариуполь является определяющим в экономике области, нет никаких сомнений. Если Донецк имеет 17% от промышленного производства области, то Мариуполь - 33%. Это не заслуга местного самоуправления. Это то, что досталось нам по наследству. И наша задача: сохранить этот потенциал, обеспечить его стабильную работу в интересах города, области и всего государства.

 

- Трудно ли сохранить партнер-ские, деловые взаимоотношения с руководством области в условиях, когда интересы города могут не всегда совпадать с интересами области, например, когда требуется перечислить средства в областной бюджет на какую-то программу, а хотелось бы их оставить в местном бюджете?

 

- В период, когда шла притирка, у нас были иногда разговоры, которые скатывались на самые резкие тона вплоть до использования ненормативной лексики, - и с Владимиром Ивановичем Логвиненко, в ту пору первым замом, и с Виктором Андреевичем Слаутой (нынешний вице-премьер-министр Украины по вопросам АПК. - Авт.). Сказывалось то, что область по привычке пыталась навязать сверху те или иные решения. А у нас уже расправились плечи, мы почувствовали самостоятельность. На этой почве у нас иногда проходили трения, но они не носили антагонистического характера, и в конечном итоге мы всегда находили общий язык. Почему? Потому что у областного совета, областной администрации и у нас в какой-то мере функции совпадают. И они, и мы заинтересованы в стабильной работе наших предприятий. И они, и мы заинтересованы в развитии города, улучшении жизни жителей. А что касается перераспределения средств, да, этот момент присутствует. Особенно в отношениях с управлением экологии и охраны окружающей природной среды можно услышать такую позицию: "Платежи за загрязнение окружающей среды мы вам возвращать не будем. Потому что у нас нет денег на то, чтобы профинансировать подобные мероприятия в депрессивных городах". Я бы не сказал, что подобные подходы просматриваются по другим направлениям. Наоборот, есть вопросы, где мы получаем поддержку. По тому же приобретению горэлектротранспорта, газификации, ремонту дорог особенно. Тут помощь области огромная, и мы только благодарим за такое внимание к городу.

 

- 26 марта, вчера, исполнился ровно год со времени проведения по-следней выборной кампании. Как бы вы охарактеризовали его особенности? Что вы считаете самой большой неудачей и самым большим достижением прошедшего года?

 

- Выборы в Мариуполе проходили, может быть, наиболее сложно среди всех городов Донецкой области. Сложность заключается в том, что мы шли вместе на первомайских демонстрациях, под эгидой единства трудовых коллективов, а потом, на самих выборах, прошел процесс разделения - часть поддержала Партию регионов, часть предприятий - Социалистическую партию. Это право каждого.
В конечном итоге выборные страсти улеглись. Нам удалось уже во второй половине 2006 года выйти примерно на те же подходы, которые были и до выборов. То есть наладились отношения с трудовым коллективом комбината имени Ильича, лично с Владимиром Семеновичем Бойко; с коллективом порта и Михаилом Михайловичем Дергаусовым. У нас нормальные отношения и с азовмашевцами, лично с Александром Владимировичем Савчуком; с "Азовсталью" и Дмитрием Арнольдовичем Лившицем. Я считаю одним из важнейших наших достижений то, что мы сохранили нашу консолидирующую роль в этих процессах.

 

По сути, у нас нет оппозиции в городском совете. То, что ушли с последней сессии ильичевцы, - ну, наверное, проявили характер. То есть дали понять большинству, что с ними надо считаться и что в данной ситуации тот вопрос, который они выносили, - конечно, правильнее было бы включить в повестку дня, а не демонстрировать преимущества по голосам. С другой стороны, я думаю, что неправильно выдвигать какие-то ультиматумы: если не по-нашему, то мы уходим. Наверное, это тоже не лучший способ построения отношений. Сейчас я дал команду включить вопрос в повестку дня сессии. 27 марта он будет рассмотрен. Я уверен в том, что мы обязательно будем уважительно относиться ко всем фракциям и, таким образом, сохранять необходимое единство и стабильность в нашем городе.
А самый большой просчет за прошедший год носит системный характер. Вы помните проблемы с энергоносителями, сырьем для комбинатов, заказов для "Азовмаша". Огромный дефицит бюджета, который достигал 20 миллионов гривен, с большим трудом был к концу года сокращен до 3 миллионов. Конечно, это одна из самых сложных проблем. Вдобавок к этому необходимость повышения тарифов. Кто бы что ни говорил, мы разделяем ответственность за эту ситуацию с правительством, Верховной Радой, областной властью. Конечно, это не подняло настроения нашим жителям. Но та политика, которой мы следуем, - максимальное смягчение давления роста тарифов - совершенно оправдана.

 

-Дойдет ли очередь до политреформы в той ее части, которая касается местного самоуправления? Что вы ожидаете от этого?

 

-Прежде всего, я не сторонник резких перемен, предпочитаю эволюционный путь развития местного самоуправления. Считаю, что надо более четко определить вопросы формирования бюджетов. Произвольные изъятия из бюджетов таких городов, как Мариуполь, - 110 миллионов - это чисто субъективный подход. Он вытекает только из одного: кому-то показалось, что у нас много денег в доходной части, и нам говорят - делитесь. Это неправильно, потому что здесь закладывается механизм, с одной стороны, подавления инициативы в тех городах, где можно зарабатывать больше денег в доходную часть бюджета. С другой стороны, формируется четко паразитирование определенных регионов и городов, которые привыкли к дотационным подачкам из Киева. Хотелось бы, чтобы реформа на местном уровне шла именно в этом направлении: стимулировании зарабатывания средств в городской бюджет.

 

Следующая составляющая: не секрет, у нас самый низкий уровень безработицы и по региону, и по Украине - 0,4% всего. У нас сейчас другая проблема: где найти работников для того, чтобы развивать бизнес, строительство, сферу услуг? Даже на ведущих предприятиях на 3000 гривен не так просто найти рабочего. Есть необходимость определить наше участие в том движении кадров, которое должно идти из регионов, где нет рабочих мест, в те регионы, где они в избытке.

 

Еще очень важная составляющая: мы не должны закрывать глаза на решение такой проблемы, как жилье. Мы не против того, чтобы развивалась покупка жилья в кредит, но нам надо искать ответ на вопрос: а как быть с льготной категорией лиц, то есть с людьми, которые не могут взять кредит? А таких в городе очень много: из 15 тысяч очередников 5 тысяч льготников. Пока в государстве делается вид, что этой проблемы нет. Потому что нет практических подходов к ее решению - нигде, ни на каком уровне. Ни в государственном, ни в областном, ни в местном бюджетах не закладываются конкретные деньги на финансирование строительства жилья для этой категории лиц.

 

Если говорить об устройстве власти, то тут тоже необходимы перемены. Согласитесь, сегодня любой избиратель вправе спросить у городского головы: "Скажи, а как загружен твой рабочий день? В общем, ты являешься политиком, потому что выбирался как политический лидер в городе. А твой рабочий день сводится к политическим функциям или, может, каким-то другим?"

 

Если я вам скажу, что на 98% - это хозяйственные функции, тогда напрашивается следующий вопрос: а кто нужен на этой должности - политик или хозяйственник? Ответы на эти вопросы найдены в польском, немецком и других вариантах построения местного самоуправления. В Польше на этой должности три человека. Первый имеет представительские функции. Второй полностью несет ответственность за работу с депутатским корпусом. И третий - чисто хозяйственник. В Польше это координатор коммунальных предприятий и всех служб, через которые идет освоение всех бюджетных средств. В Германии он называется техническим директором. Но в любом случае это хозяйственник с опытом: как правило, он утверждается на период более длительный, чем каденция местного совета. Таким образом, сохраняются стабильность и преемственность в управлении городом.

 

Я убежден в том, что действия Верховной Рады, правительства и органов местного самоуправления в отношении политической реформы должны быть адекватны накопившимся проблемам и направлены во благо развития города, области и государства.



Просмотров: 1229

Эта новость отмечена тегами:   Юбилеи

Новости по теме

Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.


Loading...



Комментарии к новости










Отметьте изображения домов:
919461275473




Предприятия Мариуполя

VIP  Новые

Все предприятия →


Котлы тления Bullerjan - тепло в каждый дом