Для сегодняшнего Мариуполя конкуренция, то есть состязание между
участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта; соперничество
между фирмами и людьми, заинтересованными в достижении одной и той же цели,
- становится все актуальнее. И в этой связи все острее проблема борьбы с недобросовестной
конкуренцией. Если раньше мариупольские предприниматели среди ключевых проблем
развития бизнеса называли всевозможные административные барьеры, то теперь на
первые позиции в целом ряде отраслей выходит недобросовестная конкуренция. Как
с ней намерены бороться в нашем городе?
"Поддержка экономической конкуренции, обеспечение равных условий осуществления предпринимательской деятельности", - так называется раздел в "Программе развития малого предпринимательства в г. Мариуполе на 2007 - 2008 годы". Программа принята февральской сессией городского совета. А накануне она предметно обсуждалась в ходе встречи городского головы Юрия ХОТЛУБЕЯ с руководителями общественных организаций предпринимателей.
Что думает товарищ мариупольский предприниматель?
На встрече управляющий отделением в г. Мариуполе Донецкой ТПП, председатель Совета общественных организаций предпринимателей Геннадий СЕМЕНИХИН, говоря о принципах добросовестной конкуренции и партнерских отношений, напомнил, что в сентябре 2005 года был подписан "Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между общественными организациями и объединениями предпринимателей г. Мариуполя, градообразующими предприятиями и Мариупольским городским советом". По его мнению, спустя два года есть смысл проанализировать: а как выполняются условия Меморандума?
В частности, в одном из его положений (см. "БИЗНЕС-РЕВЮ" от 11 июня 2005 г.) говорилось, что градообразующие предприятия обязуются "отдавать приоритет при заключении договоров на поставку товаров и услуг субъектам предпринимательской деятельности г. Мариуполя при условии конкурентоспособности цен и соблюдения необходимого качества товаров и услуг со стороны субъектов предпринимательской деятельности".
По словам Геннадия Семенихина, Меморандум выполняется далеко не всегда: "Крупные предприятия отказываются от товаров и услуг, предлагаемых мариупольскими представителями, и покупают иногородние - более дорогие".
Юрий Хотлубей предложил более конкретно сформулировать предложения для крупных предприятий: "Поймите правильно, у них - свои задачи, мировой рынок, глобальные масштабы. У нас не получится свести вас, если будем ограничиваться призывами, - просто не будет общей темы для разговора. Другое дело - конкретные предложения, например, по пошиву спецодежды и другие".
Клара КОВАЛЕВА, президент "Ассоциации деловых женщин г. Мариуполя", предложила предусмотреть в городском бюджете частичную компенсацию процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в национальной валюте для реализации инвестиционных проектов. Создать конкурсную комиссию по отбору таких инвестиционных проектов, необходимых для города. Кстати, на этот счет существует распоряжение от 30.11.2006 № 580 председателя областной государственной администрации Владимира ЛОГВИНЕНКО и разработаны методические рекомендации.
Честно говоря, не совсем понятно, а как можно говорить о равных условиях для бизнеса при таких выборочных преференциях? По мнению городского головы: "Предоставление кредитного ресурса - это интересное предложение. Но не исключено, что в таком случае сразу же будет составлен акт со стороны контролирующих органов о финансовых нарушениях". Юрий Хотлубей предложил использовать бюджетные средства на предоставление юридических консультаций, оказание помощи в обучении предпринимателей - в равной степени всем желающим.
На проблеме выделения земельных участков остановился председатель общественной организации "Союз предпринимателей среднего и малого бизнеса г. Мариуполя" Виктор ВЕРЧЕНКО. Он рассказал историю одного предпринимателя, который еще в 2003 году обратился в горсовет по вопросу выделения двух соток земли под продовольственный магазин. Городской совет то отменял решение о выделении земельного участка, то отменял отменяющее решение. В результате человек потерял почти четыре года.
"На мой взгляд, депутаты не до конца вникают в документы и принимают решения, не разобравшись. Как, например, по переулку Нахимова (территория горбольницы № 3). В прошлом созыве выделили земельный участок одному предпринимателю, потом другому, это вызвало здоровый интерес и у остальных. Депутаты дали поручение разработать проект комплексной застройки участка, потратили бюджетные средства, но потом сами же приостановили все это. Такая легковесность не вызывает доверительных отношений между предпринимателями и депутатами - представителями крупных предприятий Мариуполя. Для того, чтобы лоббировать свои интересы, вовсе не обязательно рубить других", - считает Виктор Верченко.
Председатель постоянной комиссии горсовета по вопросам строительства, архитектуры и землепользования Андрей ФЕДАЙ возразил: "Необдуманных и непоследовательных решений на сессии нет. Депутаты этого созыва стараются работать последовательно и по правилам. Предприниматели зачастую сами являются нарушителями этих правил. Когда, например, решением сессии выделяется 100 соток земли, а захватываются 150; участок предоставляется в аренду на три года, а на нем возводится капитальное строение".
Солидарна с коллегой Светлана МАЛИКОВА, председатель постоянной комиссии горсовета по вопросам промышленности, развитию предпринимательства, защите интересов отечественного товаропроизводителя, рабочим местам и инвестициям: "Исполнительная власть и горсовет делают все для того, чтобы предпринимательство получило поддержку. Но, завозя в город недоброкачественный товар, не платя налоги, выдавая зарплату в "конвертах", предприниматели сами губят местного товаропроизводителя, подавая пример недобросовестной конкуренции".
Что говорит закон?
Так что же такое недобросовестная конкуренция и как ее трактует законодательство? Необходимо отметить, что европейские страны пользуются законодательством о конкуренции вот уже больше 124 лет. Еще в 1883 году, когда была принята Парижская конвенция о защите промышленной собственности, впервые было официально введено понятие недобросовестной конкуренции.
"Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах".
П. 2 ст. 10-bis Парижской конвенции о защите промышленной собственности.
Что касается украинских предпринимателей, то защита их прав гарантируется Конституцией Украины и Законом Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" (далее - Закон).
"Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускается злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция".
Из статьи 42 Конституции Украины.
Законом выделяются три основных вида недобросовестной конкуренции.
Во-первых, неправомерное использование деловой репутации хозяйствующего субъекта (предпринимателя). Эта норма регулируется главой 2 Закона и включает:
*неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки, чужого имени, фирменного названия и т.д.;
*неправомерное использование товара другого производителя;
*копирование внешнего вида изделия;
*сравнительную рекламу, то есть такую, которая содержит сравнение с товарами, работами, услугами или деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя). Кстати, не считаются неправомерными сравнения в рекламе, если приведенные сведения о товарах, работах, услугах подтверждены фактическими данными и являются достоверными, объективными и полезными для информирования потребителей.
Во-вторых, создание препятствий хозяйствующим субъектам (предпринимателям) в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции. Глава 3 Закона регулирует следующие возможные препятствия:
*дискредитация хозяйствующего субъекта путем распространения неправдивых, неточных и неполных сведений о нем;
*покупка-продажа товаров, выполнение работ, предоставление услуг с принудительным ассортиментом;
*склонение к бойкоту хозяйствующего субъекта;
*склонение хозяйствующего субъекта к разрыву договора с конкурентом;
*подкуп работника поставщика;
*подкуп работника покупателя;
*достижение неправомерных преимуществ в конкуренции. Ст. 15 Закона относит к неправомерным преимуществам такие, которые получены относительно другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя) путем нарушения действующего законодательства.
И в-третьих, недобросовестной конкуренцией Закон считает неправомерное собирание, разглашение и использование коммерческой тайны.
Как видим, перечень неправомерных действий, которые Закон относит
к недобросовестной конкуренции, хотя и широк, но далеко не полностью учитывает
все жизненные ситуации. Это довольно сложно: так же сложно, как доказать в суде
виновность правонарушителя.
Кстати, органом, который призван контролировать соблюдение законодательства
в этой области и защищать предпринимателей от недобросовестной конкуренции,
является Антимонопольный комитет Украины.
Комитет, согласно Закону, вправе выставить провинившимся субъектам хозяйствования штрафные санкции. Их размер: до 3% выручки за последний финансовый год или, если выручку невозможно подсчитать, штраф в размере до 5 тысяч необлагаемых налогом минимумов. После решения Антимонопольного комитета заявитель может в судебном порядке потребовать от ответчика возмещения ущерба.
Все это хорошо, да вот только поймать за руку нарушителя бывает проблематично. Сегодня в Мариуполе так называемые "шабашники", работающие в сфере строительства, автомобильных перевозок и в других отраслях, перебегают дорогу серьезным фирмам. "Шабашники" не платят налоги и не несут никакой ответственности перед заказчиком. За счет недобросовестной конкуренции они срывают свой куш и наносят вред не только государству, но и добросовестным субъектам хозяйствования.
Кстати, в европейских странах, где традиции борьбы с недобросовестной конкуренцией имеют более глубокие исторические корни, абсолютное большинство спорных ситуаций решается на уровне общественных, цеховых организаций. В той же Германии, например, где ежегодно рассматривается порядка 20 тысяч заявлений относительно недобросовестной конкуренции, до судебного разбирательства доходит не более 1 тысячи дел.
Не пора ли и мариупольским предпринимателям более активно отстаивать свои интересы и защищать права от недобросовестной конкуренции? Необходимо отметить, что была такая попытка (см. "БИЗНЕС-РЕВЮ" от 10 июня 2006 г.). В частности, на наших страницах председатель правления "СПСМБ" Александр КОМЕНДАНТОВ говорил о необходимости создать рабочую комиссию с участием представителей общественных организаций предпринимателей, власти, контролирующих органов. Отслеживать информацию о "подпольных" транспортных фирмах, парикмахерских, строительных бригадах и прочем шабашном народе. Помогать тем, кто захочет стать на путь легальной работы. И беспощадно передавать информацию в соответствующие органы на закоренелых нарушителей правил честной конкуренции.
Ну и что дальше? Александр Комендантов на наш вопрос ответил, что было проведено заседание с участием заинтересованных сторон, все как бы согласились, что нужно ужесточить меры контроля. Больше заседаний не проводилось. И очень жаль, что активность общественных организаций предпринимателей в данном случае ограничилась лишь разговорами.
Что предусмотрено в "Программе"?
"Программа развития малого предпринимательства в г. Мариуполе на 2007 - 2008 годы" посвящает целый раздел этой теме, он так и называется: "Поддержка экономической конкуренции, обеспечение равных условий осуществления предпринимательской деятельности". Здесь, в частности, предусматривается:
*Передача коммунальной собственности в аренду субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе.
*Контроль за выполнением статей Меморандума, оказание содействия в выполнении партнерских обязательств по договорам между крупными и малыми предприятиями города.
*Проведение инвентаризации свободных земельных участ-ков на территории города для предоставления в аренду субъектам предпринимательской деятельности. Передача в аренду свободных земельных участков на конкурсной основе, в том числе путем проведения земельных аукционов.
*Обеспечение равных возможностей участия субъектов малого предпринимательства в работах по благоустройству города, поставке товаров бюджетным организациям, финансируемым за счет городского бюджета (путем проведения тендеров).
*Введение конкурентных основ в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, обслуживания жилого фонда г. Мариуполя с привлечением субъектов малого предпринимательства.
*Разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение легализации выплат заработной платы, трудовых отношений и выход доходов малого бизнеса из тени; обеспечение заключения и пересмотра существующих коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности.
На встрече с руководителями общественных организаций предпринимателей Юрий Хотлубей акцентировал внимание на том, что власть проявляет свою лояльность к предпринимателям и надеется на отдачу: "Вы сами понимаете определенную лояльность в нашей стране по вопросу заработной платы, например. Нет такого "наката" со стороны правительства - и по вертикали вниз - с тем, чтобы все вышли на среднюю зарплату. А у нас по городу она составляет 1540 гривен, тогда как средняя в малом бизнесе 780 гривен. Ясно, что предприниматели прячут и значительную часть выплачивают в "конвертах". Но мы не можем сходу, резко "накатить" и вынудить предпринимателей платить по полной программе. Иначе просто закроются предприятия: мы от этого не выиграем. В конечном итоге такая жесткая позиция неприемлема и, думаю, что та линия, которую мы заняли, последовательна. Мы всячески должны стремиться к тому, чтобы предприниматель сознательно выходил из тени.
Все правильно. Еще во времена Петра Первого его учитель Франц Лефорт предупреждал ученика - российского самодержца - не выказывать свой гнев перед купечеством. Купец, что улитка, спрячет рожки и уползет вместе со своим капиталом…
В отношении недобросовестной конкуренции Юрий Хотлубей считает: "Мы уже сейчас вплотную подошли к этой проблеме в городе. Вот, например, строительная организация "Стэп" - она работает по правилам. У нее есть конкуренты, которые нигде не оформлены, приехали сюда на "шабашку", выхватили самые лучшие работы, взяли деньги и увезли. Эти деньги прошли мимо бюджета; они создали нездоровую конкуренцию тому, кто работает по правилам и платит все налоги. В этой ситуации мы должны, во-первых, четко владеть обстановкой. Во-вторых, не допускать такого, чтобы в городе процветала нелегальная ситуация в малом и среднем бизнесе. Должен быть очень серьезный блок в нашей программе по контролю".
Ну а "БИЗНЕС-РЕВЮ", со своей стороны, обещает помочь честно работающим предпринимателям в осуществлении публичного контроля и надеется на содействие в этом вопросе со стороны предпринимательской общественности. По нашему твердому убеждению, ни один из субъектов рынка (включая государственную и местную власть) не должен иметь никаких экономических привилегий, кроме тех достижений, что добываются собственными знаниями, опытом и трудолюбием. Одна из библейских заповедей: "Возлюби ближнего своего как самого себя". Позиционируя эту заповедь с нашей темой, предлагаем: уважай чужую собственность как свою. Признавай выгоду конкурента, партнера, кредитора наравне с собственной. Без этого дальнейшее последовательное развитие бизнеса невозможно.
Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.
4 Августа 2024, 12:04
28 Июня 2024, 2:21
31 Мая 2024, 12:04
31 Мая 2024, 11:52
31 Мая 2024, 11:39
сегодня, 6:32
27 Ноября 2024, 10:51
26 Ноября 2024, 23:57
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!