«Крепче за баранку держись, шофер!»


Главная -> Новости -> Новости Мариуполя и области -> Судьба

10 Февраля 2007, 19:39


Григорий БЕЛИЦКИЙ участвовал в шести парадах на Красной площади в Москве.
Он вез на своей машине ракеты.

 

Держу в руках письмо, которое написано почти 60 лет тому назад, 25 октября 1949 года, командиром войсковой части, Героем Советского Союза, гвардии генерал-лейтенантом В. Комаровым, отправленное в Сталинскую область, Мариупольский район, сельсовет Старого Крыма, хутор Кальчик родителям Григория Белицкого.

 

"Уважаемые Карп Семенович и Марфа Ивановна! В нашей гвардейской части служит Ваш сын гвардии рядовой Белицкий Григорий. Хочу порадовать Вас и сообщить, что Ваш сын Григорий безупречно выполняет свой долг перед нашей любимой Родиной… За хорошую, безупречную службу и добросовестное отношение к своему делу Ваш сын имеет 13 поощрений от командования. Он является одним из лучших воинов нашей части, примерным, дисциплинированным солдатом, отличником учебы. Мы гордимся такими воинами, как Ваш сын".
Представляю, как дрогнули сердца родителей, какой гордостью за своего сына они наполнились, и, кажется, смахнул скупую слезу Карп Семенович и заплакала Марфа Ивановна.

 

В апреле того же года гвардии рядовой Григорий Белицкий был награжден знаком "Отличный шофер". Приказ подписан зам. командующего войсками МВО генерал-полковником Сандаловым и зам. начальника штаба МВО генерал-майором Харитоновым. Об этом было напечатано и в воин-ском боевом листке. Были еще грамоты, в том числе "за отличное вождение боевой машины на Красной площади во время парада Москов-ского гарнизона". Но это было уже после войны, а до того?

 

Григорий 16-летним мальчишкой ушел на фронт добровольцем. Окончил с отличием курсы шоферов и многие километры намотал на военной машине. Прошел Польшу и Германию, под Берлином встретил День Победы. Военные заслуги Белицкого отмечены орденами Отечественной войны ІІІ степени и "За мужество", медалями.

 

"Из Германии меня направили "воевать японца", - вспоминает Григорий Белицкий. - Посадили на поезд в деревянные вагоны и повезли. Выглядывать из окон нельзя было, двери открывать тоже. Только считали тоннели. Сорок девять или пятьдесят. Долго едем. Особенно страшно было ехать возле Байкала. Уже Забайкалье проехали, а он (японец) капитулировал, и остался я в Забайкалье в танковой части у 76-го разъезда. Ну а позже перебросили меня в Москву, где я и служил в Парадной дивизии с 1948 года. Проверяли меня тщательно, я же был в оккупации в Мариуполе, но ничего, допустили. На первом параде по Красной площади на бортовой машине вез солдат. А на по-следних пяти тащил ракеты, здоровенные. Задание очень сложное: двенадцать машин идут в ряд - нельзя ни вперед, ни назад и, не дай бог, остановиться. Рядом со мной сидел лейтенант, командир машины, а я - за рулем".

 

Видел ли кого-нибудь из великих людей того времени, кто на трибуне стоял, Сталина, к примеру, спрашиваю. "Нет, на Мавзолее никого не видел, только вперед смотрел, крепко держался за баранку. Ответственность серьезная: три государственных акта подписывал, чтобы машина не остановилась, чтобы ничего не случилось, чтобы и языком не болтал. Лейтенант тоже такие же акты подписывал. А вообще я видел маршала Жукова в Берлине - хороший мужик, спокойный такой, поздравлял нас с Победой. Мы любили его. А Конева на лошади - он принимал парад - видеть довелось".

 

Были случаи, что у кого-то вдруг машина остановилась? "Не было такого, чтобы машина стала - там такие тягачи были!.. Мы месяц по Садовому кольцу ездили ночами, перекрывались все пути и оставались только военные - и мы тренировались. Чай нам не давали совсем, чтобы в туалет не хотелось". А кушать давали? "Да. Кормили очень хорошо. Питание было замечательное. Жили в казарме. В Лефортово. Летом вывозили нас в Апрелевку. Отношения между солдатами были прекрасные, никакой "дедовщины" не было, мы об этом понятия не имели".

 

"Я раньше никогда никому ничего не рассказывал, только вот сейчас уже могу говорить о своей воинской службе, о парадах на Красной площади, что громадные ракеты возил. Страшно было - не знали ведь, заряжены они или нет".

 

"Ну а как парад кончится - сразу в столовую. Запах! Каждому давали по 50 граммов спирта, обед такой - еда всякая: рыба, мясо, овощи, фрукты - все не перечислишь. Кроме того, давали увольнительные на неделю. Кто близко жил, те уезжали домой, а я из Мариуполя - домой не ездил, ходил в зоопарк, в театр нам давали билеты, метро изучал, музеи, еще и получку солдатскую давали, так что были карманные деньги". А в послевоенное время Белицкий продолжал трудиться шофером и механиком на заводе имени Ильича, перед пенсией на "БелАЗе" работал. Непрерывный трудовой стаж Григория Карповича - 45 лет. Белицкий - участник боевых действий, инвалид войны, уже 20 лет на пенсии. Ему 80. А вот личная жизнь, он считает, складывалась сложно. "Кроме военной одежды, нечего было надеть, пока не заработал денег на хорошей новой машине. Завгар помог как солдату, дал новую машину. Приоделся, кушать стал хорошо. Родители довольны. Женился. Родился сын. Он вырос, отслужил в армии и сейчас живет с семьей в Тюменской области. Первая жена умерла. Женился во второй раз, но уже полтора года, как похоронил и вторую жену. Теперь один в доме. Сын не намерен переезжать в Украину".

 

Так что старый воин коротает свои дни и ночи в одиночестве. "Хорошо, если бы попалась хорошая женщина, порядочная, не пила, не курила и до-смотрела бы меня. Одному очень плохо", - сетует Григорий Карпович на свою судьбу.



Просмотров: 1220

Эта новость отмечена тегами:   Судьба

Новости по теме

Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.


Loading...



Комментарии к новости










Отметьте изображения домов:
01993565071




Предприятия Мариуполя

VIP  Новые

Все предприятия →


Столярные изделия в Мариуполе