Министр образования и науки Украины Станислав Николаенко: «Кто бы что ни говорил, а позитив есть»


Главная -> Новости -> Новости Мариуполя и области -> Пресс-конференции

15 Ноября 2006, 22:41


Как мы уже сообщали, в Мариуполе с официальным однодневным визитом побывал министр образования и науки Украины Станислав НИКОЛАЕНКО. Он принял участие в торжествах, посвященных 15-летию Мариупольского государственного гуманитарного университета.
Визит министра в Мариуполь проходил накануне ста дней работы правительства. Естественно, у журналистов украинских, региональных и городских СМИ было, о чем его спросить. Но из-за напряженного графика, задержки с вылетом самолета из Киева на Донецк Станислав Николаенко и с губернатором-то беседовал не в его кабинете, а в машине, по пути в Мариуполь. Так что на пресс-конференцию было выделено всего 15 минут. Впрочем, нам удалось первыми задать свой вопрос и передать министру номер "Приазовского рабочего" с публикацией о закрытии сельских школ Володарского района.

 

На пресс-конференции Станислав Николаенко рассказал, что министерство намерено переходить на то, чтобы по истечении каждых пяти лет давать объективную оценку всем университетам по базовым предметам. Например, как знают в украинских университетах математику, иностранные языки, историю, экономику? В настоящее время идет подготовка рейтинга университетов. К 2007 году будет обнародовано, кто в какой "табели о рангах" находится в Украине.

 

"Кто бы что ни говорил, а позитив есть", - считает министр. Так, если в 2004 году на образование было выделено 18 миллиардов, в 2005 году - 25 миллиардов, в этом году - 33 миллиарда, то в 2007 году будет выделено 38 миллиардов гривен.

 

Заработная плата педагогов за последние три года увеличилась почти вдвое. "Мало? Мало. Но когда-то мы говорили, вот в Беларуси сто долларов платят учителю. Теперь у нас к концу этого года, когда повысим зарплату еще на 8-9%, будем иметь в высшей школе около 1600 гривен, то есть больше 300 долларов, а в средней школе около 940 гривен, то есть 180 долларов. Россия назвала цифру 5-6 тысяч рублей зарплата педагога, это на уровне наших 1000 гривен. Большой разницы нет", - считает министр.

 

Он остановился на проблеме объединения бизнеса, производства с образованием. Сегодня наиболее распространена наблюдательная позиция бизнеса. Исключение составляют такие руководители, как Владимир Бойко, Александр Савчук, помогающие и гуманитарному, и техническому университету, школам и профтехучилищам. "А в основном бизнес говорит: дайте нам специалиста шестого разряда, инженера такого, чтобы уровень был. Но его же необходимо вначале вылепить! У нас есть талантливые дети. Но нам недостает обновленной материально-технической базы. Когда на 100% была государственная собственность, мы с предприятий собирали и оснащение добывали. Но сегодня 86% - это частная собственность. Государство не может за счет бюджета поставить новые станки для обучения. Необходимо менять взаимоотношения бизнеса и системы образования", - отметил Станислав Николаенко.

 

Первый вопрос на пресс-конференции по-следовал от "Приазовского рабочего":

 

- В этом году крайне остро стояла проблема закрытия сельских школ, в частности, украин-ской сельской школы в Федоровке. Благодаря давлению общественного мнения, вмешательству газеты "Приазовский рабочий" и поддержке губернатора школу пока оставили. Каковы перспективы по сельским школам на 2007 год? Будет ли изменен формульный подход от финансирования по количеству учащихся в сторону содержания по количеству школ?

 

- Красивая газета… Что касается закрытия школ, то здесь играет роль не, скажем, "злая воля" кого-то из руководителей города или района, а экономический и демографический факторы. В этом году мы закрыли более 80 школ. Но никто почему-то не говорит, что были периоды, когда в Украине закрывались по 3 тысячи школ в селах и поселках. В этом году мы закрыли школы на две с половиной тысячи учащихся. А открыли 19 школ к 1 сентября и 27 школ сдаем сейчас где-то на 10 тысяч мест.

 

Проблема объективная - нет детей в селе. Если в Луганской области, например, есть школы, где по 2 - 3 человека осталось детей, один во втором классе, другой в девятом - как будет осуществляться учебный процесс? В Житомире был случай, когда 1 ребенок остался в школе - что с ним делать?

 

Поэтому подход министерства и правительства такой: мы за то, чтобы в каждом населенном пункте была школа, по крайней мере, начальная. Мы сейчас в ряде сельских районов проводим эксперимент "школа - семья", где учитель с 1-го по 4-й класс может вести все предметы. Платим учителю в полтора-два раза больше, он работает с детьми, как положено, и занимает их 5-6 дней. И в то же время создаем базовые школы, с учетом мнения родителей, мнения громады принимается окончательное решение.

 

Что касается формульного подхода, понимаете, это очень интересный момент. Владимир Иванович (губернатор - Авт.) мне говорит правильно, что этот подход вам абсолютно невыгоден в Донецкой области. Потому что он означает: область производит на 7,5-8 миллиардов гривен, мы оставляем вам только часть средств. Другая область потребляет 2 миллиарда, а производит 1 миллиард. Что делать, оголить совсем? Это сложные вопросы, и не виновны люди, которые там живут. Тут не в подходах вопрос. А в общей цифре: что мы делим? Как поделить, мы знаем, было бы что делить.

 

Моя позиция: есть село - есть школа. Но это не означает, что детей старшего возраста мы не можем перевести в соседний населенный пункт, где есть школа с хорошей базой, Интернетом и библиотекой. Мы за сохранение школ, но реально смотрим, что лучше для детей.

 

- Сейчас много частных вузов, которые кого угодно обучат чему угодно, платили бы только деньги. Не потому ли их так много, что государственные вузы не могут обеспечить потребности населения в высшем образовании?

 

- Не потому, что государственные вузы не могут, а потому, что им совесть не позволяет нарушать закон и обманывать родителей и детей. Сегодня порядка 70% выпускников школ пропускаются через высшее образование. Это один из лучших результатов. Если в индексе человече-ского развития, который подсчитывает ООН, Украина занимает 80-е место, то по образованию - 40-е. Но государственные университеты не могут позволить себе взять человека без нормальной подготовки, базы и просто дать ему диплом.
К сожалению, рынок образовательных услуг в Украине сформировался не совсем прозрачно. Не замечать это - национальное преступление против государства и народа Украины. Кому угодно, за что угодно и по какой угодно специальности готовы сегодня псевдоуниверситеты выдать диплом. На этом рынке вращается около 10 миллиардов гривен. Но это же не образование. Преподавателей нет, библиотеки нет, профессоров нет, Интернета нет, учебников нет. И при этом рассказывают всему миру, что они готовят хороших специалистов.

 

Это обман. Обманывают общество и, самое главное, убивают время наших детей. Дети просто напрасно туда ходят. Поэтому более 140 учебных заведений по отдельным специальностям и в целом лишены лицензий. Курс министерства, правительства на качественное обучение будет продолжен. Критерии заложены законом о высшем образовании. Кто не будет их придерживаться, не имеет перспективы. Пусть стоят перед Кабинетом министров пикеты. Пусть стоят пикеты возле Министерства образования. Ко мне направлен 81 судебный иск. Я вам не скажу, что это просто, когда к вам каждый день приходят и стучатся в квартиру, повестки несут.

 

Но я уверен, что мы поступаем правильно. Государство несет колоссальные убытки за счет обмана нашего народа, выдачи дипломов, которые ничего не стоят. Люди, их получившие, травмированы духовно и морально, у них не будет перспективы как у специалистов. Поэтому наше правительство, коалиция в Верховной Раде и я как министр образования будем бороться за качество образования. И напрасно кто-то думает, что запугает нас.

 

- Первое независимое тестирование показало, что некоторые вузы не принимают результаты тестирования. Как будет развиваться этот процесс в 2007 году?

 

- Я не знаю фактов, когда университеты не приняли во внимание результаты внешнего тестирования и сертификаты, выдаваемые Украинским центром оценивания качества. Если у вас есть такие факты, скажите - мы поговорим с руководством вуза на основании закона.

 

Перспективы внешнего оценивания таковы: на следующий год 120 тысяч выпускников из 580 тысяч будут сдавать тесты, то есть каждый третий выпускник. В Донецкой области в этом году было 3600, на следующий год 5500 выпускников будут добровольно пробовать свои силы. В 2008 году - все, до единого. Главная задача - объективное оценивание знаний учащихся.

 

х х х

 

В завершение пресс-конференции Станислав Николаенко достал из кармана упакованную авторучку "Parker" c выгравированным автографом и вручил ее автору этих строк со словами: "За лучший вопрос журналиста". Ну что же: именной "Parker" от министра обязывает и в дальнейшем "точить перо" поострее, нацеливая общество на решение проблем образования.



Просмотров: 1544

Эта новость отмечена тегами:   Пресс-конференции

Новости по теме

Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.


Loading...



Комментарии к новости










Отметьте изображения домов:
317185642019




Предприятия Мариуполя

VIP  Новые

Все предприятия →


Сделай правильный выбор!