Алима Маклюка, начальника локомотивного депо «Азовстали»


Главная -> Новости -> Новости Мариуполя и области -> В гостях у...

14 Апреля 2006, 23:37


В гости к своему бывшему учителю, наставнику и железнодорожному начальнику Алиму Дмитриевичу Маклюку я собирался давно, а он все отнекивался, мол, люди неправильно поймут: вместе работали... соседи по даче... Но вот подоспело сразу несколько дат, и он сдался.

 

МЫ СИДИМ в доме на Левом берегу, в его уютной трехкомнатной кооперативной квартире, неторопливо пьем хороший коньяк. Алим Дмитриевич вспоминает этапы своего жизненного пути, а его жена, Полина Васильевна, в это время воркует над нами, следит, чтобы тарелки не были пустыми и мы обязательно все попробовали из того, что она старательно для нас приготовила.

 

В детстве Алим (столь редкое имя досталось ему в память о дедушке), как и многие пацаны, мечтал стать моряком, бредил морской романтикой. Но вместо просторов океана всю жизнь бороздил другие - железнодорожные.

 

Родился он 16 апреля 1940 года в селе Любомирка, что на Кировоградщине, в крестьянской семье. После девяти классов засобирался в Одессу - поступать в мореходку. Но мать отговорила, посоветовала поступить в железнодорожный техникум. Рядом с селом была крупная узловая станция, многие родственники, соседи были связаны с железной дорогой. В Одессу Алим таки уехал, но мать не ослушался, поступил в железнодорожный техникум. Возвращался домой после сдачи экзаменов радостный. И не знал, что именно в этот день трагически погиб его отец.

 

Нелегко было матери одной тянуть двоих детей (у Алима была еще младшая сестра Людмила), тем более учить сына в Одессе. Но выучила. Алим Дмитриевич отвечал на эту заботу тем, что учился на отлично и окончил техникум с красным дипломом. Молодой специалист (техник-механик тепловозного хозяйства) был направлен на работу в основное локомотивное депо станции Помошная Одесской железной дороги. Начал Алим Дмитриевич свой трудовой путь с помощника машиниста тепловоза на поездах МПС, а вскоре, в свои неполные 23 года, стал самым молодым на станции машинистом.

 

- Романтика была! - вспоминает Алим Дмитриевич. - Поезд ведешь - дух захватывает, в окно выглянешь, обернешься, а состав с километр длиной, и ты этой махиной управляешь! А форма какая красивая была, как у офицеров...

 

Настоящую военную форму Алиму Дмитриевичу на себя примерить не пришлось. Сначала была бронь от службы, а в 23 года женился, дети пошли...

 

- В том же 1963 году, когда стал машинистом, познакомился и с Полиной. Она тогда в нашем депо работала, считала топливо. Весна... Мы должны тепловоз в депо на ремонт ставить. Остановились в поле перед светофором, а весь луг рядом в цветах полевых. Нарвал я охапку и принес в кабину. Иду потом по депо с букетом цветов, а тут как раз Полина топливо в резервуаре щупом меряет, молодая, красивая, стройная. Засмотрелся я на ее фигуру, а когда обернулась, вручил ей букет. Даже и не думал тогда, что это моя судьба. Но вот уже 43 года вместе...

 

В 1966 году Алим Дмитриевич с семьей переехал в Жданов. Как он объясняет, романтика романтикой, а все же их станция - это захолустье, а хотелось жить и работать в крупном городе. Ранее в Жданов переехали его мать с отчимом, к ним и прибыл Алим с семьей. Город ему понравился, особенно море. Устроился на завод "Азовсталь" в локомотивное депо. Несмотря на то, что имел он права машиниста и уже три года водил поезда, взяли его сначала помощником: не было вакансии, да и завод должен был изучить. Но уже вскоре в нем разглядели специалиста, отлично знающего технику (у себя на станции Маклюк уже освоил новые мощные двухсекционные тепловозы ТЭ-3 мощностью 4 тысячи лошадиных сил), и доверили управлять тепловозом. Так началось восхождение Алима Дмитриевича на олимп своей карьеры.

 

Год поютившись у матери с отчимом, семья Маклюка въехала в трехкомнатную кооперативную квартиру, деньги за которую выплачивала потом еще 15 лет.

 

- Ее, правда, долго доводили до ума, но зато решили основной вопрос - квартирный, ведь в очереди на заводе нужно было стоять лет десять, - вспоминает Полина Васильевна. Она тоже посвятила себя "Азовстали": сначала работала поваром в заводском детсаде, потом транспортировщицей в первом механическом цехе.

 

КАК ОДНОГО из лучших машинистов Маклюка со временем перевели на самый ответственный участок - станцию Сортировочную. Сортировочная - это горловина завода, сюда прибывают все грузы, отсюда отправляется азовстальская продукция. Работа здесь требует серьезных знаний и опыта. И то, и другое уже было у Маклюка, освоившего все серии находящихся в эксплуатации локомотивов. Следующей ступенькой было назначение машинистом-инструктором. Теперь Алим Дмитриевич отвечал за бесперебойную работу всех локомотивных бригад на участке станции.

 

При Маклюке Сортировочная получила новый импульс развития. Чтобы не гонять тепловозы через весь завод в депо, методом "народной стройки" был построен крайне необходимый пункт технического осмотра локомотивов.

 

В локомотивном депо действовала школа мастеров, в которой обучали будущих машинистов из числа помощников. Самую сложную дисциплину - электротехнику, электрические цепи, электрические схемы - преподавал Маклюк. Преподавал настолько доходчиво, что автор этих строк, окончивший в свое время школу машинистов, до сих пор помнит его уроки. Сейчас школа мастеров имеет лицензию Кабмина, обучает машинистов и для других предприятий. Здесь же можно повысить и классность. Сам Маклюк одним из первых стал машинистом первого класса.

 

1977 год был знаменателен еще и тем, что станция Сортировочная была электрифицирована, локомотивный парк пополнился четырьмя электровозами, осваивал которые именно Маклюк, затем обучавший и других машинистов. Он же 17 декабря 1977 года и провел первый поезд, в голове которого был электровоз. В кабине находились также Анатолий Лытюк, на тот момент начальник энергоучастка, занимавшийся этим проектом и отвечавший за электролинии (позже директор по персоналу, народный депутат Украины) и ревизор по безопасности движения Петр Масляк.

 

Но главное испытание Маклюка ждало впереди. 1 апреля 1986 года его назначили начальником локомотивного депо. На годы его руководства пришлось много событий, но во всех ситуациях Алим Дмитриевич находил правильные решения.

 

Он реконструировал бытовые помещения депо, построил лучший в заводе уголок отдыха с сауной и спортивным залом, капитально отремонтировал столовую, где питаются работники депо, медпункт, домики в пансионате в Ялте (тогда пансионат работал с полной нагрузкой) и т.д.

 

Но главное, конечно, это организация производства. Маклюк смело взялся за реорганизацию ремонтной службы и унификацию локомотивного парка. Так из эксплуатации были выведены теперь уже устаревшие тепловозы ТЭ-3 и ТГМ-1, электровозы ВЛ-22, а также не оправдавшие себя новые ТГМ-4. На смену им пришли новые тепловозы ТЭМ-7 и электровозы ВЛ-8. Из десятка ремонтных подразделений были созданы две комплексные бригады, что позволило заметно улучшить качество ремонта, сократить потери рабочего времени, повысить квалификацию работников путем совмещения профессий.

 

НАСТОЯЩИЙ прорыв был сделан в ремонте колесных пар. Внимательно изучая техническую литературу, Маклюк наткнулся на отчет с конференции, в котором описывался применяемый в Нижнем Тагиле любопытный станок по обточке и наварке колесных пар без выкатки их из-под тепловоза. Послали туда человека, он привез чертежи. Посмотрели и убедились, что это то, над чем сами в азовстальском депо ломали голову. По настоянию Маклюка руководство завода приобрело станок, а смонтировать его было уже делом техники. Раньше нужно было подъемниками поднять тепловоз, выкатить колесную пару, обточить на станке бандажи, закатить обратно. Операция занимала, как правило, несколько дней. Теперь тепловоз просто заезжает на путь, где установлен станок, и идет наварка, а затем обточка колесных пар. Но самое главное - срок их службы увеличился с 7 до 20 лет, в полтора раза!

 

Алим Дмитриевич увлеченно рассказывает о своей работе, как будто приступил к ней только вчера, но я уже знаю, что он твердо решил уходить на заслуженный отдых.

 

- Да, Коля, 17 мая я напишу заявление. Именно 17 мая 1966 года я выехал первый раз на тепловозе ТГМ-1 №386 с машинистом Володей Матраховым, в этот день, спустя ровно 40 лет, хочу и уйти. Я благодарен судьбе, которая связала меня с "Азовсталью", людям, учившим меня. Прежде всего, моему машинисту-наставнику Виктору Антоновичу Титишеву, а также Николаю Анисимовичу Симоненко, Сергею Дмитриевичу Ханову, Евгению Евстафьевичу Догаденко и другим. Я всегда гордился своей профессией. И везде, где бывал на отдыхе, всегда представлялся: "Машинист тепловоза!", и люди всегда уважительно ко мне относились. Но теперь пришло время уступить дорогу молодым.

 

- При каком из директоров вам легче работалось?

 

- С развалом Союза работать все время становилось только хуже. Мы перестали гонять на капитальный ремонт тепловозы в Россию, начали его делать своими силами, но это очень долгий процесс. Новую технику тоже долго не получали, локомотивный парк постоянно сокращался. И только с приходом Алексея Белого ситуация кардинально изменилась. Отремонтировали все тепловозы, что в отстое, под забором стояли, получаем новые, недавно пригнали семь ТГМ-6Д. Мы сейчас хорошо шагнули вперед, в эксплуатации находится 81 тепловоз, почти как в старые добрые времена.

 

-Замену себе подготовили?

 

- Да. Ты же знаешь, я Васю Ключагина давно присмотрел, заставил его учиться, он сейчас как раз дипломируется, надеюсь, в мае заменит меня.

 

- Васю заставили, а сами-то почему не получили высшее образование?

 

- Всю жизнь жалел, что не получил. Знаешь, как оно бывает: дети пошли, квартира, жена заартачилась...

 

- Да, - подключилась Полина Васильевна, - он и без института все знает!

 

- Рано женился, - улыбается Алим Дмитриевич.

 

- А кто заставлял? - также с улыбкой парирует жена.

 

И видно, что в этой семье царит гармония, что Алим Дмитриевич и Полина Васильевна до сих пор сохранили друг к другу нежные чувства.

 

- Чем на пенсии займетесь, Алим Дмитриевич?

 

- Ну, как сосед по даче мог бы и не спрашивать (как сосед подтверждаю, дача не в пример моей, ухожена руками супругов, а уход требует времени. - Н.Т.). А еще люблю охоту. Я все Приазовье исходил, от границы с Россией до Запорожской области, в Крыму на соревнованиях был. (Один из охотничьих трофеев - крупный золотой фазан стоит в зале на видном месте). Охота для меня много значит, я все снимаю на камеру, потом просматриваю.

 

ВСЕ ХОРОШО сложилось в жизни Маклюков.

 

Об одном только горюют они с женой: разъехались дети, никто не приходит поздравить на праздники. Сын Дмитрий, подполковник, окончил военный вуз и академию, начальник отдела МЧС Запорожской области. Дочь Виктория живет в Черкассах. У них свои семьи, свои дети. Дочкин сын Денис сейчас в армии служит, чемпион среди юниоров по кикбоксингу. Сынов, Женя, четвероклас-сник. И невестку, и зятя родители любят, не говоря уже о внуках. Летом дети с семьями приезжают на море отдохнуть, но Алиму Дмитриевичу и Полине Васильевне этого мало.

 

О многом мы переговорили в тот вечер с Алимом Дмитриевичем. Но кое-что осталось недосказанным. Например, то, что среди его многочисленных знаков "Ударник пятилетки", почетных грамот и благодарностей нет ни одной трудовой медали, не говорю уже об ордене, нет звания "Заслуженный железнодорожник". Есть, правда, звание ветеран труда "Азовстали", но это уже из другой оперы. То ли природная скромность не позволила ему думать о собственных наградах, то ли вышестоящее начальство обходило его стороной, хотя был и активным комсомольцем, и коммунистом.

 

А может, время нынче такое, что артистам и боксерам награды раздают, а о производственниках забывают...



Просмотров: 3445

Эта новость отмечена тегами:   В гостях у...

Новости по теме

Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.


Loading...



Комментарии к новости










Отметьте изображения домов:
594350813640




Предприятия Мариуполя

VIP  Новые

Все предприятия →


Сделай правильный выбор!