Сейчас, когда приближается 45-я годовщина полета первого космонавта планеты
Юрия Гагарина, уместно будет вспомнить и тех, кто готовил стартовую площадку
для полетов на околоземную орбиту советских космонавтов, - первостроителей космодрома
Байконур.
Один из этих людей - Михаил Георгиевич ГРИГОРЕНКО, первостроитель "Азовстали", почетный строитель Байконура.
В тот день его, аспиранта инженерно-строительного института, который не только учился, но и преподавал в этом вузе, а еще работал проектировщиком, почему-то вдруг вызвали к приехавшему в Харьков наркому тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.
-Нам позарез нужно много новых инженеров и ученых,- сказал ему нарком. - Именно сейчас нам очень нужна помощь молодежи. Поэтому мы просили бы вас, Михаил Георгиевич, прервать учебу в аспирантуре и поехать поработать в Мариуполь на строительство нового металлургического завода. Как вы на это смотрите?
-Я на это смотрю так, - ответил,- раз надо, значит, поеду.
На стройке "Азовстали" Григоренко работал прорабом, заместителем начальника строительной организации, которая участвовала в сооружении первой доменной печи, а затем и второй. По-настоящему трудные, горячие будни стройки, ее напряженный ритм. О том, как трудился тогда на стройке Михаил Григоренко, дает представление такой факт. Когда весной следующего, 1933 года в Мариуполь приехал Орджоникидзе, чтобы на месте разобраться с положением дел на строительстве, на совещании он отметил успешную работу молодого специалиста Григоренко.
В том году в августе на "Азовстали" завершили сооружение первой домны. А в 1935-м после пуска еще одной доменной печи Григоренко вернулся в Харьков на преподавательскую работу в свой институт. Но, как оказалось, ненадолго - вскоре получил назначение главным инженером строительства в Узбекистане, затем - снова новое назначение.
Как и многих других специалистов, весной 1941-го призвали его в армию. Главный инженер строительного участка, он ведет сооружение укреплений на границе. Там и встретил начало Великой Отечественной. Командовал управлением военно-полевого строительства на рубеже обороны Дмитров-Москва.
Довелось хлебнуть всего, что выпадает солдату на войне. Прошел ее фронтовыми дорогами: сначала, отступая, на восток, потом, наступая, на запад. Осенью 43-го подполковник Григоренко был уже начальником штаба инженерных войск 11-й Ударной армии.
Неимоверно тяжелое наступление под Невелем, где люди и техника увязали в болотах, но его саперы под огнем прокладывали дорогу через топи, снимали тысячи мин. Потом все повторилось при освобождении Белоруссии. В боях в Восточной Пруссии Григоренко стал начальником инженерных войск гвардейской армии и особенно отличился при штурме города-крепости Кенигсберг. Там по разработанному им плану перед прорывом армией вражеской обороны отличились саперные группы. При штурме Кенигсберга под непрерывным огнем противника Григоренко лично руководил наведением переправ через реку Прегель и переброской войск через нее. Там его сильно контузило, но он не покинул своего командного пункта.
За умелое руководство инженерными войсками и личный героизм полковнику М.Г.Григоренко было присвоено звание Героя Советского Союза.
С окончанием войны не закончилась, однако, для него военная служба. После учебы на Высших курсах при Военно-инженерной академии им. В.В.Куйбышева получил он новое предписание и отправился выполнять специальное, особой важности и секретности задание - в пустынной степи строить полигон для испытания первой совет-ской атомной бомбы. Условия жизни и работы в пустыне очень непростые и нелегкие. Но под его командованием полигон был построен, как затем и другие сверхважные и не менее секретные объекты.
А затем навалились на Михаила Георгиевича заботы в соответствии с новым предписанием начальства. Дело в том, что постановлением правительства от 2 февраля 1955 года были определены место, время начала и срок окончания строительства Полигона №5 - так вначале официально называли космодром Байконур в пустынной местности Казахстана.
Сказать, что условия работы были трудными, значит, не сказать ничего. Они были просто неимоверной трудности и сложности. Голая песчаная степь, отсутствие жилья, недостаток воды, в воздухе постоянно висит плотная стена тончайшей пыли, которая проникает повсюду и быстро выводит из строя механизмы… И - жесточайшие сроки сооружения объекта.
-Не верилось, что в таких невероятных условиях успеем мы построить наш "стадион", - рассказывал Михаил Георгиевич. - Объем работ был огромным, но и техники давали нам много. Так и вгрызались в землю ярусами - отсюда и неофициальное название нашей стройки - "стадион". Но, наверное, не успели бы к сроку, если бы строили, как положено по нормам… У нас весь цикл работ был по минутам - не преувеличиваю! - расписан. И если шло опоздание на сутки, обязательно начальник строительства приезжал, а задержался на неделю - жди комиссию. И строители за каждую минуту сражались, понимая ей цену… Потому-то самые невероятные предложения тщательно изучались и, что показательно, использовались! Каждый день приходилось брать ответственность на себя. И начальнику стройки, и прорабу, и крановщику…
Первостроители этого объекта вспоминают, что имя Григоренко работало на пользу дела и в его отсутствие. Бывало только пронесется слух: "Григоренко едет!" - и сразу все начинают подтягиваться, чтобы не стать героями его критики.
В срок построили "стадион", о котором Сергей Павлович Королев тогда провидче-ски сказал, что зрителями событий на нем со временем будет все человечество. По-строили полигон благодаря - да не убоимся таких громких слов - трудовому героизму людей. И те, кто потом стал носить звание почетного строителя Байконура, гордятся тем, что рассчитанный на 25 пусков стартовый комплекс космодрома - удивительнейшего, поистине уникального сооружения - осуществил уже сотни пусков и продолжает служить людям, науке. И один из создателей этого рукотворного чуда - Михаил Георгиевич Григоренко, которого мы с полным на то правом и основанием считаем нашим земляком. Несколько раз приезжал он в город своей трудовой молодости, встречался с азовстальцами, рассказывал молодежи о том, как начинались космические свершения.
"В славных свершениях нашего народа, -рассказывал мне во время одной из встреч Генеральный конструктор ракетных комплексов Григорий Кисунько, - генералу Григоренко выпала завидная доля быть на острие самых важных событий: на строительстве атомного полигона, ракетных, зенитно-ракетных и противоракетных полигонов, на строительстве шахтных пусковых установок баллистических ракет, за которое он был удо-стоен звания лауреата Ленинской премии вместе с группой военных строителей… Григоренко всегда там, где всего труднее, где наивысший накал, и не для того, чтобы подменять, опекать или распекать местных руководителей. Его стиль - знать обо всем самому, а не по сводкам, справкам и докладам, с доскональным знанием обстановки и существа дела принимать решения на своем уровне руководства, добиваться необходимых решений на более высоких уровнях. За это его любили и уважали и подчиненные ему военные строители, и субподрядные организации, в ОКБ и на заводах, генеральные и главные конструкторы".
С годами, увы, начали сказываться все перенесенные тяготы и трудности, невзгоды военных лет, и от непосредственного руководства военными стройками Михаил Георгиевич отошел, был главным экспертом Государственной экспертизы и инспекции Министерства обороны, активным деятелем совета ветеранов саперных, инженерных и военно-строительных частей. И так - до самой кончины его в марте 1990 года. В этом году ему исполнилось бы 100 лет.
Не стало его, но осталось на земле созданное, построенное им, остались те важнейшие объекты, в которые вложены знания, труд, душа и сердце первостроителя. Остался Байконур, с которого 12 апреля 1961 года стартовал в космос Юрий Гагарин, а затем, после того - и его звезд-ные братья.
Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.
4 Августа 2024, 12:04
28 Июня 2024, 2:21
31 Мая 2024, 12:04
31 Мая 2024, 11:52
31 Мая 2024, 11:39
25 Ноября 2024, 22:05
25 Ноября 2024, 16:14
25 Ноября 2024, 16:11
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!