Имя Виталия Евдокимовича Шевкунова, майора милиции, старшего
инспектора отдела профилактики Мариупольского отдела Госавтоинспекции, уже много
лет появляется на страницах "Приазовского рабочего" и на экранах телевизоров.
Виталий Шевкунов регулярно сообщает читателям и зрителям о дорожно-транспортных
происшествиях, о работе ГАИ, о профилактических мероприятиях, проводимых в различных
учреждениях. В штате Мариупольской Госавтоинспекции работают десятки различных
специалистов, но "визитной карточкой" ГАИ служит именно Шевкунов.
Виталий Евдокимович родом из солнечного Самарканда. Мама и младшая сестра и сейчас живут там. Тяга к машинам у Виталия проявлялась с детства, и после окончания школы он поступал в автомобильное училище, но не прошел по конкурсу. Пришлось немного поработать на железной дороге, а на следующий год поехал в Белоруссию поступать в Могилевский машиностроительный институт. (В Могилеве проживали близкие родственники отца). Получил диплом по специальности "Автомобильное хозяйство". А пока учился, познакомился с будущей женой Любовью, которая училась в Донецком госуниверситете. После окончания учебы молодые супруги приехали в город по распределению жены - Мариуполь. У деда Виталия была "голубая мечта", как у Остапа Бендера, - жить в Мариуполе, у теплого моря. Внук осуществил мечту деда.
Поселившись в приморском городе, Виталий работал механиком в различных автохозяйствах, автобусных парках, пока не предложили работу в милиции. В 1983 году Шевкунов поступил на службу в ГАИ. Тогда штат ГАИ расширялся, создавался новый дивизион дорожно-патрульной службы, и инспектора требовались. Через пару лет Виталия назначили на офицер-скую должность - инспектором по розыску похищенных автомобилей и водителей, скрывшихся с мест ДТП. В то время основным объектом угонщиков были мотоциклы, и это объяснимо: ведь никакой надежной противоугонной сигнализации тогда не было, а мода на мотоциклы у молодежи была. В год их угоняли до двухсот штук.
С 1987 года Шевкунов работает в отделе профилактики. Поначалу должность называлась "старший инспектор агитации и пропаганды". Обязанностей было много. Одна из основных - профилактика детского травматизма. Ранее этому уделялось больше внимания, выделялось больше средств. В городе набрало силу движение школьных ЮИД - юных инспекторов движения, и во многом благодаря активности Виталия Евдокимовича. Кстати, в этом году исполняется 70 лет ГАИ, 30 лет - ЮИДовскому движению и 10 лет - КВН по безопасности дорожного движения. В восьмидесятых годах наши команды юных инспекторов движения были сильнейшими в области. Победители участвовали во всеукраинских слетах ЮИД в Одессе и в "Артеке". А поездки туда оплачивала Госавтоинспекция. Наши команды принимали участие в таких слетах до двадцати раз. Мариуполь входил в пятерку сильнейших команд Украины.
Особенно активная работа с детьми проводилась во Дворце металлургов. Работники Ильичевского отдела ГАИ организовали там клуб "Светофор" для детей разных возрастов. Обучали их правилам поведения на дорогах, азам уличного движения. Работа проводилась и в училищах, в школах, детских садах. За год Шевкунов проводил до пятидесяти профилактических занятий с детьми. На каждой такой встрече присутствовали до сотни детей. В итоге - до пяти тысяч в год. За двадцать лет работы - со ста тысячами детей были проведены беседы. Сейчас эта активность несколько приугасла, а жаль: ведь автомобильное движение в городе значительно возросло.
Ныне задачи отдела профилактики ГАИ сильно не изменились, и одна из основных - связь со средствами массовой информации. (В восьмидесятые годы информация из ГАИ была строго дозируема: нельзя было называть количество погибших, по телевидению показывать трупы на дорогах. Считалось, что не надо пугать людей, а нужно говорить только о хорошем). Сейчас в ГАИ считают, что несчастья на дорогах нужно показывать и рассказывать о них. Лучше один раз увидеть или прочитать, чем делать вид, что этого нет. Это называется "шоковой терапией", но… мы живем в современном, часто меняющемся мире, зачастую в лихорадочном темпе, и информация людям должна бить в глаз и в мозг, иначе на нее просто не обратят внимания.
Поступали Виталию Евдокимовичу предложения перейти на другие должности с повышением, но ему нравится работа с детьми, общение со СМИ, и другого места в инспекции он для себя не видит. Надо заметить, что многие мариупольцы привыкли видеть Шевкунова на экранах телевизоров, когда Виталий Евдокимович рассказывает о том или ином мероприятии ГАИ или происшествии. Всегда спокойный, доброжелательный, культурный, он тщательно создает образ правильного гаишника. Более того, часто общаясь с Виталием по телефону и при подготовке материалов в газету, я иногда даже удивляюсь той мягкости, которую Шевкунову удается сохранить в его нелегкой, а иногда грязной и опасной работе.
Прошу Шевкунова сравнить дорожное движение в Мариуполе двадцать лет назад и сейчас. "Ранее дисциплина участников дорожного движения была выше, - считает Виталий Евдокимович. - Машин было гораздо меньше, а штрафы - ощутимее по отношению к тем зарплатам. Водители уважительнее относились к Правилам движения. Сейчас же часто наблюдается наплевательское отношение к Правилам, а нередко и прямое хамство на дорогах. Пик аварийности в Мариуполе был в середине восьмидесятых годов, когда регистрировалось до 450 ДТП с пострадавшими. Смертельных случаев - 40-45 человек. Потом аварийность пошла было на спад, и, к примеру, в 2000 году было 250 ДТП с пострадавшими (20 - погибли). После сокращения штатов в 2001 году гаишников в городе осталось 128 человек, а сейчас - менее сотни, и около половины из них работают на улицах. Пять лет назад штрафы за нарушение Правил были уменьшены вдвое, и их стало проблематично получить через суды. В прошлом году в Мариуполе совершено 560 ДТП с пострадавшими!"
Сейчас молодой инспектор дорожного движения получает 600-700 гривен оклада и лишь через годы службы - до 1000. А у многих семьи, дети. Как ему отказаться от купюры, которую предлагают водители, нарушившие правила? А гаишники ведь не только палочками машут на перекрестках. Практически нет дня, чтобы инспектора ГАИ не приняли участия в задержании серьезного нарушителя, наркоторговца, раскрытии преступления, в помощи другим подразделениям милиции. Опасностей и сложностей в работе много. (Правда, некоторые офицеры ГАИ на командирских "хлебных" должностях умудряются и иномарки шикарные иметь, и дачи многоэтажные строить, но это не рядовые инспектора на дорогах, следящие за безопасностью движения. - Ред.)
Шевкунов ездит на стареньких "Жигулях", живет в обычной двухкомнатной квартире на Левобережье. Есть у него и дача в селе Пионерском, которая является главным "хобби" Виталия Евдокимовича. Правда, строит он ее сам уже лет пятнадцать и все отпуска проводит там. Дачку строит солидно, с комфортом, на века, и море неподалеку. В общем, во-площает в жизнь дедову мечту. Дочь Лилия, закончив наш МГГУ с красным дипломом, сейчас живет в Донецке и работает юристом в совместном предприятии. Су-пруга Любовь Николаевна временно не работает, домохозяйка. Вчера Виталию Евдокимовичу исполнилось 50 лет. К его юбилею супруга написала стихи:
Юбилей - это важная веха в судьбе.
Мы здоровья и счастья желаем тебе.
Будь же молод и весел, удачлив всегда,
И богатством пусть будут не только года!
Пусть лишь снится покой!
Пусть - веселье рекой!
С днем рожденья, тебя, дорогой!
Редакция "ПР" вместе с читателями и всеми автолюбителями Мариуполя присоединяется к этому поздравлению.
Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.
4 Августа 2024, 12:04
28 Июня 2024, 2:21
31 Мая 2024, 12:04
31 Мая 2024, 11:52
31 Мая 2024, 11:39
сегодня, 22:05
сегодня, 16:14
сегодня, 16:11
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!