Дочь первого гражданского губернатора Бессарабской области и гречанки,
Роксандра Скарлатовна была родственницей братьев Ипсиланти, энтузиасткой помощи
восставшей Греции. Выйдя замуж за графа А. Эдлинга и получив в дар небольшое
имение неподалеку от Кишинева, где жил в это время опальный Пушкин, в 1822 году
поселилась на новом месте.
О гипнотическом очаровании речей "умнейшей и любознательнейшей из женщин" графини Эдлинг вспоминает сослуживец Пушкина по Кишиневу и Одессе Ф.Ф. Вигель: "Наружностью ее плениться было трудно, но лишь только заговорит, и вы очарованы, и даже не тем, что она скажет, а единственно голосом ее, нежным, как прекрасная музыка. Какое совершенное отсутствие гордости и злобы. Превосходство души в ней равнялось превосходству ума…".
Впервые Пушкин мог увидеть Роксандру Скарлатовну, любимую фрейлину императрицы Елизаветы Александровны, еще будучи лицеистом в Царском Селе, затем в Петербурге, в 1819-1820 гг. Несомненно, встреча с такой незаурядной личностью должна была оставить след в жизни и творчестве Пушкина. Уже в 1821 году на одной из страниц рукописи мы видим портрет Роксандры Эдлинг: крупный нос, выступающий подбородок, черные волосы, бархатные глаза, выражение учтивости и приветливости - живая мысль в полуоткрытых устах. "Как я любил ее в эти минуты, - вспоминал Ф.Ф. Вигель, - когда спокойная, она вдруг приходила в восторг при имени героически борющейся Греции".
Рисунки Пушкина приоткрывают еще одну страницу ее биографии. Так, рядом с портретом Роксандры - три портрета Иоанна Антоновича Каподистрии - будущего президента Греции. Пушкину был дорог этот человек. Благодаря главным образом ходатайству и заступничеству руководителя Коллегии иностранных дел И.А. Каподистрии грозившая Пушкину ссылка в Сибирь была заменена переводом по службе в Бессарабию. "Граф Каподистрия, - пишет Роксандра Эдлинг, - принадлежал к числу людей, знакомство с которыми составляет эпоху в жизни… Его прекрасная наружность отмечена печатью гения...".
Считается, что Каподистрия был некогда женихом Роксандры Скарлатовны, но его смутило внимание к ней императора Александра I. Роксандра из гордости не стала объясняться с женихом, и они остались друзьями. Это обстоятельство в какой-то мере объясняет А. Шидловский во вступительной статье к письмам графини Эдлинг, в журнале "Русская старина" в 1896 году. "Император Александр часто находил утешение в беседах с этой женщиной, которая поражала его изяществом и силой своих убеждений".
В 1823 году Александр Струдза, родной брат графини Роксандры Эдлинг, часто встречался с Пушкиным в доме сестры. "Здесь Струдза монархический, - пишет Пушкин Вяземскому в письме от 14 октября 1823 года, - я с ним не только приятель, но кой о чем мы мыслим одинаково, не лукавя друг перед другом".
О чем могли говорить в доме графини? Конечно, о борющейся Греции, о Евангелии, о религии, о Провидении… Провидение - любимый сюжет графини. И, видимо, не случайно во время частых встреч с графиней написан пушкинский "Демон", где впервые встречается слово "Провидение":
Неистощимой клеветой
Он Провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою,
Он вдохновенье презирал.
И не случайно один из портретов графини появляется на пушкинской рукописи с наброском "Демона".
В 1825 году, узнав о кончине Александра I, Роксандра выехала из Крыма в Таганрог. Есть основание предполагать, что она дважды проезжала через Мариуполь и на почтовой станции меняла лошадей.
Нам известны слова глубокого сердечного сочувствия, сказанные графиней Эдлинг на смерть Пушкина в письме к поэту Виктору Теплякову: "Если Господь, как я надеюсь, принял к своему милосердию эту, столь богато одаренную душу, нужно только пожалеть о тех, которые повергли его в такое безумие, которое отняло его у нас".
Новости Мариуполя, области и всей Украины: события, происшествия, спортивные мероприятия.
4 Августа 2024, 12:04
28 Июня 2024, 2:21
31 Мая 2024, 12:04
31 Мая 2024, 11:52
31 Мая 2024, 11:39
24 Ноября 2024, 12:16
23 Ноября 2024, 23:09
21 Ноября 2024, 20:12
6 Августа 2009
09 июня 2011
14 апреля 2009
10 Июля 2008
13 Апреля 2008
27 Февраля 2009
Хотите быть в этом списке?
Пишите нам!