Рассматривая проект плана экономического и социального развития Мариуполя на 2005 год, мы видим, что немаловажная роль в решении социальных проблем, формировании облика города, соответствующих требованиям нового, ХХI века, принадлежит главному управлению архитектуры и градостроительства горсовета. В его работе еще немало проблем, на которые следует обратить внимание.
Прежде всего, отсутствует программа и даже стратегия в строительстве и архитектуре нашего города (нет общей архитектурно-градостроительной концепции застройки с определением конкретных существующих границ и перспективы развития).
Не просматривается единый архитектурно-художественный облик будущего нашего города, который учитывал бы географическое, экономическое положение, историческое прошлое и специфику города. Это приводит к неоправданному увеличению строительства малых объектов, таких, как торговые павильоны, рынки, АЗС и т.п., которые не имеют ничего общего с архитектурным обликом Мариуполя.
Отсутствие гласности при отводе земельных участков и при проектировании конкретных будущих строительных объектов (то есть площади строительства, этажности, назначения объекта, благоустройства прилегающих территорий) приводит к многочисленным жалобам жителей города.
Мы видим следующие пути разрешения этих и других проблем.
Следует разработать общую комплексную архитектурно-градостроительную программу застройки и реконструкции Мариуполя, в которой должны быть предусмотрены ключевые моменты.
Четко определены, согласованы и утверждены границы города, его резервные площади для развития в дальнейшем при строительстве как жилья и рекреационных зон отдыха, так и промышленных объектов.
Определить основные магистральные улицы, имеющие территориальные резервы для нового строительства, и те, где существует реальный потенциал для обновления, благоустройства и совершенствования архитектурного облика города.
Разработать и ввести в архитектурно-строительную программу единую систему стилеобразующих компонентов: фирменную колористику, фирменный шрифт, единую модульную систему, то есть легко трансформируемые и монтируемые конструкции для малых форм (навесы, конструкции рекламных носителей, остановки транспорта, скамьи, леерные ограждения, урны и т.п.).
Обновить и реконструировать фасады зданий и сооружений, выходящих на основные магистрали города с дальнейшим переходом на второстепенные улицы. Решение этого вопроса должно быть комплексным, то есть с обновлением и ремонтом крыш, водосливов, балконов, с отделкой декоративных деталей фасадов и благоустройством, озеленением прилегающей территории.
Разработать единые правила застройки города, в которых следует оговорить и определить функции всех городских служб, участвующих в общем градостроительном процессе.
Создать единую правовую базу для привлечения того или иного балансодержателя к выполнению общей программы города.
Осуществить отводы земельных участков только на конкурсной основе и с обязательной проработкой проектно-изыскательских работ.
Разработать мероприятия по продаже и возведению «под ключ» объектов незавершенного строительства на конкурсной основе.
Пробудить интерес у жителей города к комплексной архитектурно-строительной программе с помощью СМИ. С этой целью ввести в практику ежемесячные отчеты главного управления архитектуры и управления земельными ресурсами об итогах конкурсов по отводу земельных участков и их застройке. Для участия в обсуждении проектов застройки на заседания градостроительного совета необходимо привлекать органы общественного самоуправления, представителей СМИ. С целью широкого информирования населения о предлагаемых проектах следует использовать возможности оконных витрин магазинов, биг-борды, выставочный зал, фойе Дворцов культуры и кинотеатров. Добиться того, чтобы каждая строительная площадка имела информационный щит о возводимом объекте, его благоустройстве и озеленении.
Следует отдать должное органам городской власти: в Мариуполе ведется значительная работа по технической реконструкции города. Реконструированы пр. Строителей, ул. Артема… Но мы затрагиваем проблему архитектурного облика города, возможность его упорядочения, создания единой архитектурно-художественной стилистики всего пространства нашего города, гласности в этой работе, а также при отводе земельных участков.
Особым вопросом в решении этой проблемы является отвод земельных участков под строительство. Убеждены, что отвод следует производить на аукционной основе с учетом действующего законодательства. Причем при подготовке условий аукциона нужно оговаривать целевое назначение будущего объекта, благоустройство и озеленение. Денежные средства, полученные от аукциона, направлять в местный бюджет.
Не украшают наш город и так называемые «долгострои». Считаем, следует выполнить инвентаризацию этих объектов, определить перспективы завершения строительства. Чтобы ускорить процесс возведения объектов «под ключ», необходимо провести конкурс среди предприятий c учетом дополнительных условий, предложенных исполкомом горсовета.
Примером комплексного подхода к застройке города, создания единого архитектурного облика может служить Донецк, где основной принцип градостроительства – сохранение и уплотнение уже существующих жилых кварталов. Зная цены на жилую недвижимость, нетрудно подсчитать, что строить сегодня в Донецке выгодно практически везде. С единственной оговоркой – строить не элитное, а небольшое по площади, недорогое жилье, которое устраивает подавляющее большинство наших не избалованных виллами граждан.
Немаловажный фактор: создание единого архитектурного облика города не требует дополнительных финансовых вложений. Разве для нескольких предпринимателей, имеющих офисы и магазины на первом этаже одного дома, покраска фасада в одной цветовой гамме, изготовление вывесок в одном художественном ключе дороже, чем безвкусный разнобой? А ведь в функции именно главного управления архитектуры входит решение этих вопросов…
И еще. В современных условиях назрела необходимость общественного контроля за деятельностью управлений архитектуры и градо-строительства, капитального строительства, земельных ресурсов. Необходимо создать комиссию, в которую вошли бы депутаты, специалисты - строители, художники, архитекторы, представители «Союза предпринимателей малого и среднего бизнеса».
Считаем, что совместными усилиями органов исполнительной власти, средств массовой информации, общественности Мариуполь можно превратить из города-промышленника в светлый и уютный город-труженик у моря.
Архитектор-строитель
Игорь ТРОНЗА, инженер-строитель Василий КАДУРИН, члены общественной организации «Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса г. Мариуполя».
Просмотров: 2896