Когда и по какой причине у моряков появился обычай разбивать бутылку о борт корабля?
До наших дней сохранилась морская традиция освящения (крещения) спускаемых судов. Свидетельством тому — непременная бутылка шампанского, разбиваемая о форштевень «крестника»
Эта языческая традиция унаследована от финикийцев, жителей древней страны на восточном побережье Средиземного моря у подножия Ливанских гор. Обряд освящения судна носил у них религиозный характер, поэтому при спуске корабля его строители приносили жертву морским богам и кропили его корпус кровью молодой девицы. Это должно было предохранять судно и его экипаж от опасностей в плаваниях.
Также вам будет интересно: Сколько насчитывается морей в мире А государств?
Жестоко поступали и скандинавские викинги: под киль нового корабля бросали невольника. Вплоть до XIX столетия на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ.
С приходом христианства церемония крещения и благословения судов стала спокойнее: обряд жертвоприношения трансформировался в обряд кропления вином или молоком. Например, папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была крещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность. В Индии до сих пор о борт раскалывают кокосовый орех.
Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского, как самого благородного вина, пришла из Франции. Прижилась она и в Соединенных Штатах . Лишь в период «сухого» закона шампанское заменялось имбирным пивом.
В Японии, когда судно соскальзывает в воду, из приготовленных заранее корзин вылетают птицы, символизирующие счастливый полет «крестника» по морским волнам. Похожая церемония проводилась в 1885 г. при спуске американского судна «Чикаго», тогда его крестная мать выпустила в воздух голубей, украшенных красными, белыми и голубыми лентами.
На русском флоте спуск на воду нового судна был грандиозным событием. Сохранилось описание крещения знаменитого волжского парохода: «22 июня 1914 г. прошло скромное освящение нового пассажирского красавца парохода «Великая княжна Ольга Николаевна»… На молебствии с водосвятием присутствовали первые лица города, сормовские и самолетские специалисты. Священник окропил рубку парохода и все его помещения… После молебствия любезным хозяином всем приглашенным предложен был завтрак, сервированный в салоне 1 класса нового парохода. В третьем часу была предпринята на пароходе увеселительная поездка».
В нашей стране традиция возродилась в 30-е годы по образцу Франции.
=========
Спуск судна на воду, как правило, не менее торжественное и радостное событие на верфи, чем закладка. В этот день труд множества людей вдруг на глазах воплощается в сложнейшем инженерном сооружении.
Продольный спуск судна кормой вперед, когда «рубят канат», несомненно более эффектен. Спусковые салазки освобождаются и судно начинает по спусковым дорожкам, густо смазанным специальным составом, медленно набирая ход двигаться к воде. И вот в этот момент почетная гостья («крестная мать судна») разбивает о его форштевень бутылку шампанского...
Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель - заслужить милость богов. Одно время даже считалось, что этой цели можно достичь, принося в жертву людей. Например: викинги, спуская суда на воду, укладывали под кили невольников. Финикийцы и народы Востока кропили борта нового судна кровью только что заколотых красивейших девушек - рабынь, римляне при спуске судов приносили в жертву пленных пиратов.